Тертуллиан - это...
ТЕРТУЛЛИАН (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 — после 220) — классик христианской патристики. Т. родился в Карфагене в языческой семье (сын центуриона), получил юридическое и риторическое образование в Риме, выступал как судебный оратор. Ок. 195 принимает христианство, в частности — входит в строго аскетическую секту монтанитов, проповедовавших мученичество во имя веры. В 207 выступает с резкой критикой сложившейся церковной практики, в первую очередь, в связи с недостаточно последовательным соблюдением принципов аскетизма в христианских общинах, и с критикой оформляющейся иерархии клира. (Перу Т. принадлежит множество трудов по апологетике и догматике, а также по вопросам моральной теологии и экклесиологии.
По мысли Э. Л. Радлова, Т. — типичный христианский писатель начала 3 в. на африканской почве. Множество бытовых черт, рассеянных в сочинениях Т., делают их незаменимыми для историка культуры. Т. представляет характерный пример латинского, западного католического писателя, занятого по преимуществу вопросами практическими, в отличие от умозрительного направления восточных христианских писателей. Любопытен контраст между Т. и его современником Оригеном. Последний воплотил в себе христианский идеализм, первый старается последовательно провести материализм, насколько он соединим с христианством. Ориген стоит за мистическое понимание христианства, за аллегорическое толкование Священного Писания; Т. старается буквально понимать тексты. Оригена интересуют по преимуществу вопросы умозрительные, Т. — вопросы дисциплины, христианской жизни. Ориген имеет некоторый наклон в сторону гностицизма; Т. увлекся монтанизмом — прямой противоположностью гностицизма. Т. — человек обширного образования, писавший и на греческом языке (греческие сочинения утрачены). Тон его сочинений почти всегда резкий, страстный, полемический; противников своих он не щадит, нередко прибегает к инсинуациям, к софистическим оборотам мысли. Стиль вполне соответствует оригинальному характеру автора: неестественный, приподнятый, часто неправильный язык, трудный для понимания, но в то же время богатый сравнениями и антитезами; мысль часто выражена настолько кратко и метко, что становится поговоркой. Т. — прямой предшественник Августина, один из основателей западного латинского богословия; им впервые подняты и разрешены некоторые догматические вопросы.
По Э. Л. Радлову, все произведения Т. хронологически могут быть разделены на два периода: кафолические и монтанистические; по содержанию в том и другом периоде можно различать три группы — сочинения о христианской жизни, апологетические и догматические. К некоторым вопросам Т. возвращается, и это дает возможность определить изменение его взглядов. При всей оригинальности Т. ему иногда приходится повторять то, что было уже сказано Минуцием Феликсом и Юстином: это неизбежно при общности темы всех апологетов. Признаки, по которым можно отнести сочинения Т. к периоду монтанизма, заключаются в упоминании пророчеств Монтана, Максимилы и Присциллы, ссылках на Св. Дух, особом значении, признаваемом за постом, осуждении второго брака и бегства во время преследований за веру, строгом отношении к вероотступникам, жаждущим быть принятыми вновь в христианскую общину. Строгое разграничение сочинений по указанным группам не всегда возможно, ибо некоторые сочинения, написанные в период монтанизма, имеют своей задачей борьбу с гностицизмом и не заключают в себе ничего специфически монтанистического.
Как отмечал Радлов, к первому периоду относятся сочинения Т., касающиеся внутренней христианской жизни, как-то труды о молитве, крещении, покаянии и терпении — добродетели, которой сам Т. не обладал. В них мы встречаемся с первой попыткой комментирования Молитвы Господней. Смысл ее Т. видит в духовной жертве, явившейся в отмену языческого жертвоприношения. Любопытны указания на обычаи первых христиан, в которых ясно видны черты языческие и еврейские. Т. смотрит на крещение как на своего рода магическое действие и воде приписывает особую роль как при сотворении мира, так и в особенности при крещении. Внешней христианской дисциплины касаются сочинения Т. о зрелищах и об идолопоклонстве. Здесь Т. старается определить отношение христианина к язычникам. Идолопоклонство — величайший грех. Христианам запрещается заниматься искусствами и ремеслами, служащими для украшения идолов, запрещается занятие астрологией, т. к. она демонического происхождения; христиане не должны воспитывать детей в языческих школах, не должны принимать участия в языческих праздниках, занимать должностей в языческом государстве и т. д. В апологетических трактатах Т. доказывает, что преследование христиан со стороны государства не оправдывается законами самого государства, причем ссылается на известное письмо императора Траяна к Плинию, запрещающее розыск христиан. Возводимые на христиан обвинения в тайных преступлениях ни на чем не основаны; язычники, преследующие христиан за непочитание богов, в своих богов более не верят. Истинная сущность языческой религии, по Т., — демонизм, т. е. прямая противоположность веры в божественное начало. Прямое доказательство истинности христианства заключается в нравственном возрождении людей, принявших христианство. Мнение, распространенное среди язычников, что все несчастья в истории объясняются ролью христиан, — ложно. В сочинении "О свидетельстве души" Т. требует свободы совести и свободы церковной. Он утверждает, что христианство не имеет политического характера, а потому не может рассматриваться как антиправительственная секта. В заключение Т. рассматривает христианское учение по сравнению с языческой философией; справедливые оценки христианской морали чередуются с суровыми приговорами языческой философии, созданной демонами и не давшей никакого познания; если в языческой философии и встречаются проблески истины, то они заимствованы из Священного Писания. К первому же периоду деятельности Т. относятся сочинения об украшениях женщин, о втором браке.
В ряде сочинений Т. рассматривает ересь как зло, допущенное Богом и проистекающее по преимуществу из философии. Всякая ересь, по мысли Т., есть новшество, которое не может быть обосновано учением апостольским.
Согласно Радлову, в сочинениях, трактующих об отношениях христиан к язычникам, Т. тщательно стремится к устранению всего языческого. Например, он защищает солдата-христианина, отказавшегося возложить на свою голову венок. Он порицает христиан, старающихся бегством спастись от мученичества, требует, ссылаясь на Священное Писание, природы и церковной дисциплины, чтобы христианские девушки носили бы не только на улицах, но и в церкви покрывало, запрещает вступление во второй брак, требует поста, ставшего необходимым вследствие того, что Адам вкусил запретного плода, но полезного и как средство, предохраняющее от гнева Божия. В трактате о стыдливости Т. устанавливает семь "смертных грехов" (убийство, идолопоклонство, обман, вероотступничество, богохульство, прелюбодеяние и разврат). Только грехи, совершенные до крещения, могут быть прощены церковью; после крещения церковь может прощать лишь легкие грехи, но не смертные; первые заслуживают наказания, вторые — вечного осуждения; лишь божественное милосердие может дать прощение смертного греха. Даже мученики за веру не могут отпускать смертные грехи. Сочинения Т. против ереси Гермогена, Валентина и Маркиона имели большое значение для истории церкви и ересей. Т. любит настаивать на противоположности нравственности и чувственности, Божественного Откровения и человеческого разума. Учение Христа сделало излишней любознательность; Евангелие уничтожило необходимость в науке. Христианин не должен спрашивать и искать большего, чем то, что разрешено апостолами. Всякий христианин-ремесленник, по Т., нашел Бога, в то время как Платон утверждает, что трудно найти строителя мира.
По Радлову, из древних писателей только стоики, в особенности Сенека, нравятся Т. Причина этой симпатии понятна: в мышлении Т. мы встречаемся с попыткой соединить такие же противоположности, какие соединяли стоики, т. е. супранатуралистические тенденции с крайним материализмом. В этике у Т. тенденции дуалистические, в теории познания — сенсуалистические, в психологии — материалистические. Чувства не обманывают, все существующее — телесно; даже Бог, сотворивший из ничего материю, имеет тело; бессмертная душа точно так же телесна. По Т., "нет ничего бестелесного, кроме того, чего нет". Если бы душа не была телесной, она не могла бы влиять на тело. Душа ребенка переходит от отца через семя. Все души людей суть отпрыски души Адама (см.; см. также Адам Кадмон). Качества души наследственны, чем и объясняется первородный грех. Бог един, вечен, свободен; Св. Дух Т. произошел из Бога, как луч солнца из солнца. Бог первее Сына, но не по времени, ибо время возникло лишь вместе с миром. Мир не вечен, а сотворен Богом из ничего.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: