Терминизм - это...

ТЕРМИНИЗМ (лат terminus - граница, определенность, имя) - позднесхоластическое течение в рамках номршализ-ма (14-15 вв), ориентированное на понятийную аналитику (логика и теория языка) и исследование проблем соотношения логико-языковых средств познания с данными чувственного опыта (гносеология и методология) Развивается в рамках радикальной традиции францисканского ордена, выразив в своих концептуальных построениях фундаментальную интенцию позднего францисканства на логицизм и эмпиризм Был распространен в университетской среде (Кембриджский, Парижский, Гейдельбергский, Лейпцигский, Эрфуртский, Падуанский, Пражский, Краковский и др университеты) Наиболее яркие представители - Роберт Хол-кот, Жан из Мирекура, Николай из Отрекура, Жан Бури-дан, Альберт Саксонский, Марсилий Падуанский и др В своем возникновении был инспирирован идеями Уильяма Ок-кама, чья позиция "universale post res" фундирует собою методологический изыск Т: номиналистический пафос последнего во многом продиктован ранней формулировкой знаменитой "бритвы Оккама": "без необходимости не следует утверждать многого" (в силу этого обстоятельства в рамках постсхоластической традиции Т часто обозначается как "оккамизм") Развивая общесхоластическую интенцию на экспликацию содержания понятий и рефлексивную отстройку категориального аппарата теоретического познания, Т выступает интеллектуальным феноменом схоластической традиции, наиболее мощно и плодотворно репрезентирующим логико-аналитический потенциал схоластики (см СХОЛАСТИКА, ИОАНН ДУНС СКОТ, НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ и др) Вместе с тем, статус Т внутри схоластической традиции может быть оценен в категориях модернизма: методологический пафос Т был эксплицитно презентирован в оценочной формулировке своего метода, фундированного параллельно категориальным анализом терминов и анализом данных чувственного опыта: via moderna (лат "современный путь" - в противоположность via antiqua - "старому пути" классической схоластики) Стандартная ориентация на концепцию "двойственной истины" трансформируется в Т в программу синтеза пара-дигмальных когнитивных установок на получение знания на базе сенсорных данных опыта, с одной стороны, и парадигмы движения мысли в сфере абстракции, с другой В области социальных воззрений Т апплицирует гештальт "двойственной истины" на проблему разделения властей, проводя идею о секуляризации светской государственной власти, за что неоднократно официально осуждался папской курией (1339, 1340, 1348, 1474) Амбивалентность статуса Т как - одновременно - классики и модернизма схоластики позволяет типологически сопоставить его как с последующей когнитивной программой эмпиризма локковского направления (например, у Гоббса), с одной стороны, так и с интегратив-ной парадигмой синтеза опытно-эмпирического и логико-рационального путей получения знания в новоевропейской философии науки Семантические отголоски терминистской методологической программы могут быть - в исторической перспективе - зафиксированы и в проекте унификации языка науки Фреге, и в позитивистской программе элиминации "метафизических суждений" из языка науки, и в программе "исключения абстракций" в логико-философском анализе оснований математики (В Крейг, А Хвистек, С Лесьневский и др) Т внес серьезный вклад в разработку функциональной теории терминов, теории логического следования, модальной силлогистики и теории суппозиции, а также в становление формальных языков исчислений (термин как "обозначающее" в значении предметной переменной в концепции разрешаемых множеств) Т содержательно повлиял на формирование методологических концепций Юма, Ф Бэкона, Гоббса и др, а также оказал значительное воздействие на оформление новоевропейской парадигмы математического естествознания Трактовка в Т знаков и их свойств в качестве предмета логики позволяет квалифицировать Т как один из ранних источников семиотического подхода к языку и мышлению: в частности в сфере анализа коннотативных терминов (лат connotative - соозначающее) и феномена коннотации, выдвигаемого на передний план в семиотическом анализе постмодернизма


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(лат. terminus - граница, определенность, имя) - позднесхоластическое течение в рамках номинализма (14-15 вв.), ориентированное на понятийную аналитику (логика и теорияязыка) и исследование проблем соотношения логико-языковых средств познания с данными чувственного опыта (...
Философский словарь
(лат. terminus - граница, определенность, имя) - позднесхоластическое течение в рамках номршализ-ма (14-15 вв.), ориентированное на понятийную аналитику (логика и теорияязыка) и исследование проблем соотношения логико-языковых средств познания с данными чувственного опыта (...

Поделиться:

Реклама