Тереза Авильская - это...

ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ (Тереза де Хесус, св. Тереза де Сепеда и Аумада) (1515—1582) — испанская религиозно-мистическая писательница, в значительной степени преодолевшая традиционалистскую схоластическую терминологию. Монахиня ордена кармелиток (с 1537). Осуществила реформу данного ордена, приведшую к возникновению 17 женских и 2 мужских монастырей. Канонизирована в 1622. Причислена к Учителям Церкви (1970). Классик традиции мистики. Основные произведения: "Жизнеописание Терезы де Хесус" (автобиография, 1565), "Путь к совершенству" (1565—1579), "Книга оснований" (1573—1582), "Внутренний дворец" (1577) и др.

Согласно Т. А., Бог человека живет в его душе. Жизнь в молитве являет собой "орошение сада души" как своими усилиями (мысленной молитвой или медитацией), так и с помощью Святого Духа (посредством созерцания). Мистическое слияние с Богом, по мнению Т. А., возможно на пути любви к Нему — любви непосредственной, напряженной (по Т., "услышанные молитвы кончаются слезами") и интимной. (Мистическое единство с Богом у Т. А. суть преображающее единство, в отличие от сущностного единства Бога и души, благодаря которому последняя и существует.) Дабы соединиться с Богом, — полагает Т. А., — душа странствует внутри себя самой. Образом души у Т. А. выступает некий "Внутренний дворец" со многими жилищами, каждое из которых, в свою очередь, вмещает бесконечное множество жилищ: наиболее укромное жилище (средоточие души) — обитель Бога. Прохождение душой первых трех жилищ — активная часть ее дороги — для неофита есть путь очищения и достижения добродетели, путь подражания Иисусу Христу. Вступление в четвертое жилище, по Т. А., предполагает овладение Молитвой Сосредоточенности или пассивного припоминания (вместо механического проговаривания ее текста). Еще большее "затухание чувств и способностей" в четвертом жилище дарит человеку обладание Молитвой Покоя: душа обретает мир и смирение. "Сон Способностей", выступающий, согласно Т. А., уделом пятого жилища, гасит чувства человека настолько, что тот не чувствует, как Бог проникает в его душу. (Четвертое и пятое жилища у Т. А. — "покои озарения".) Смысл проникновения в шестое жилище — Духовное обручение (переход от озарения — на путь единства). Именно здесь верующий, отведавший дар ниспосланной свыше любви, призван, по мнению Т. А., ответить на вопрос: продолжать ли раздумья о Священном Человечестве. Вступление в Духовный Брак седьмого жилища сопряжено у Т. А. с видением Святой Троицы в обретением всей полноты единящей любви с уже привычно присутствующим в душе Богом. Творчество Т. А. оказало существенное воздействие на судьбы многих людей, стремившихся к душевному самообновлению, а также способствовало позитивному реформированию духовной практики католицизма.

А. А. Грицанов


Поделиться:

Реклама