Теология протестантская - это...

ТЕОЛО́ГИЯ ПРОТЕСТА́НТСКАЯ — теоретическое обоснование принятых в протестантизме представлений о Боге и о поведении человека в связи с верой в Бога. Предполагает систематизацию и разъяснение на основе текстов Библии вероучительных понятий и принципов исповедания религии. Единой для всех протестантских церквей теологической доктрины не существует. Однако объединяющим началом является признание ряда основных положений, истолкование и уточнение которых применительно к конкретным условиям составляет содержание разнообразных теологических концепций.Круг базовых для Т. П. идей сложился в эпоху Реформации. В них концентрированно выразились предшествовавшие искания представителей христианской мысли (Уиклиф, Гус и др.), оппозиционные исторически сложившемуся укладу церковной жизни. Прежде всего, сюда относятся представления о необходимости оправдания верой, всеобщем священстве, исключительном авторитете Библии, природной греховности человека и спасении по благодати Бога. Эти идеи в учениях вдохновителей и лидеров реформационного движения XVI в. Лютера и Кальвина стали ключевыми для первого этапа Т. П. Тогда же определилась и постоянная тематика последующих ее направлений: искупление через Христа, интерпретация таинств, проблема предопределения и свободы воли, доктрина о "видимой" и "невидимой" церкви, методы толкования Библии, отношение протестантов к светской власти.Фундаментальные идеи Реформации составили своего рода "ортодоксию" протестантизма, хотя само это понятие в данном случае условно — протестантская мысль изначально не была чужда динамике самообновления. Среди наиболее влиятельных теологов этого времени — Филипп Меланхтон и Мартин Хемниц, Ульрих Цвингли и Мартин Буцер, Томас Кранмер и Ричард Хукер, Менно Симонс, Каспар Швенкфельд. Теологическими итогами данного этапа можно считать определения лютеранских Аугсбургского исповедания веры и Формулы Согласия (см. Книга Согласия), реформатского Гейдельбергского катехизиса, Шляйтхаймского исповедания анабаптистов, Тридцати девяти статей англиканства.Следующий период в истории Т. П. — конец XVI — начало XVIII вв. — иногда именуется "веком протестантской схоластики". Все это время шла напряженная работа по детализации вероучительных положений, вплоть до подробных трактатов и дискуссий даже по самым частным вопросам. Стимулирующим началом послужила развернувшаяся в данный период масштабная дифференциация протестантизма. К лютеранству, реформатству и англиканству добавились сообщества баптистов, квакеров, гуттерских братьев и пр. Широкое распространение получил пуританизм. Все они претендовали на истинность собственных взглядов, что требовало дополнительной интерпретации исходных доктрин и выработки новых теологических аргументов. С этим временем связаны, в частности, имена Якоба Арминия, Джона Беньяна, Иоганна Герхарда, Фауста Социна, Джона Уинтропа, Джорджа Фокса, Филиппа Якоба Шпенера. Характерной чертой Т. П. становится поиск убедительных ответов на вызов рационализма, звучавший в ряде влиятельных философских учений Нового времени. Теологическое самосознание протестантизма этого периода было отражено в решениях Дортского синода, статьях Вестминстерского исповедания веры, Первого и Второго Лондонских исповеданий и в др. программных документах. Тогда же становится весьма популярной теологическая теория ковенанта.В начале XVIII в. Т. П. испытала мощное воздействие пиетизма. Это было закономерным следствием неуверенной позиции предшествовавшего схоластического теоретизирования перед деизмом, который ставил разум выше Откровения и рационалистически толковал религию. Пиетистская теология стремилась избежать отвлеченных рассуждений, делая упор на важность практической христианской жизни для оправдания и спасения. Идеи "отца пиетизма" Шпенера развивали Август Херман Франке, Иоганн Альбрехт Бенгель, Николай фон Цинцендорф, Генри Мельхиор Мюленберг и многие др. Воплощением пиетизма в XVIII в. стали учения гернгутеров и методистов. Позднее, в XIX в., к идеям пиетизма вернулась теология нео-лютеранства в Германии (Август Вильмар, Эрнст Хенгстенберг).Другим влиятельным фактором в протестантской теологии стал ривайвелизм, начало которому положило т. н. "Великое пробуждение" середины XVIII в. Особую роль в его обосновании сыграли пуритански настроенные американские теологи Джордж Уайтфилд и Джонатан Эдвардс. Уже в XIX — начале XX вв. эту линию продолжили Чарльз Финни, Джон Дарби, Дуайт Муди, Чарльз Сперджен и др.Начало XIX в. ознаменовалось зарождением либеральной традиции Т. П. У истоков ее стоят Фридрих Шлейермахер и теологи Тюбингенской школы — Фердинанд Баур и Давид Штраус. К рубежу XIX—XX вв. это направление стало наиболее заметным в протестантской мысли. Его расцвет связывают с именами Альбрехта Ритчля, Хораса Бушнелла, Адольфа Гарнака, Эрнста Трельча. Религиозность рассматривалась ими как внутренне присущее человеку качество, раскрывающееся в конкретно-исторических формах общества и культуры. Повышенное внимание уделялось анализу библейских, прежде всего христологических, сюжетов с позиций историзма и их социального контекста. Либеральная теология подчеркивала этический аспект в христианстве. Под ее влиянием сложилось движение социального евангелизма, выраженное в концепции Уолтера Раушенбуша и др. В XX в. либерально-теологические воззрения развивались Альбертом Швейцером, Школой теологии Чикагского университета.Кризисные явления в европейском христианстве первой трети XX в. побудили Т. П. к пересмотру оптимистических либерально-модернистских позиций. Социальные и духовные процессы получают истолкование как глубокий разрыв людей с Богом. Теологи приходят к выводу, что Бог оказывается вне возможностей человеческого постижения, поскольку любое рациональное суждение несовершенно и лишь углубляет противоречия. Осмысление напряженности между грехом и искуплением, порочной природой человека и спасающей благодатью Бога становится ведущим мотивом т. н. диалектической теологии. Она развивается в трудах Карла Барта, Фридриха Гогартена, Эдуарда Турнейзена. Ее влияние отразилось в "теологии кризиса" Эмиля Бруннера, "теологии культуры" Пауля Тиллиха, концепции "демифологизации" Рудольфа Бультмана. Идеи диалектической теологии в 1930—1940-х гг. были восприняты американскими мыслителями и стали основанием протестантской "неоортодоксии". Усилиями Рейнхольда Нибура и других представителей этого течения восстанавливался авторитет доктрин ранней Реформации в вариантах строгого лютеранства и кальвинизма, с целью их применения в решении социальных и моральных проблем современности. "Неоортодоксия" представляла религию базовым фактором культуры, замещая эсхатологическими ожиданиями неопределенность перспектив социального преобразования.В середине ХХ в. на основе идей экзистенциальной экзегезы Р. Бультмана складывается направление герменевтической теологии (Эрнст Фукс, Герхард Эбелинг). Стоящая перед ним задача виделась в том, чтобы найти доступное сознанию христианина истолкование явленного в языке содержания веры, которое передается как текст через Слово Божие и через проповедь церкви.В XX в. параллельно теологическим линиям либерализма и "неоортодоксии" развивается идеология фундаментализма протестантского. Своей апелляцией к непосредственной жизни и доступностью для массового сознания она потеснила собственно теологические концепции. В то же время очевидная и нарастающая секуляризация придала теологической мысли динамику, заставила ее вырабатывать новые объяснения процессов, происходящих в общественном и индивидуальном бытии.Итогом можно считать возникновение в протестантизме секулярной или, по-другому, радикальной теологии. Она в значительной мере восприняла этический пафос "безрелигиозного христианства" Дитриха Бонхеффера и Хельмута Тилике. Радикализм же проявился, прежде всего, в отказе от традиционной протестантской парадигмы рассуждений о Боге. В работах 1960-х гг. Томаса Альтицера, Пауля ван Бурена, Габриэля Ваханяна, Уильяма Гамильтона складывается концепция теологии "смерти Бога". Считается, что для современной секулярной культуры идея трансцендентного Бога ничего не дает и понятие о нем должно быть "исключено из словаря". Смерть Бога, по этой концепции, означает его полное "космическое и историческое" воплощение в мир. Христос в этой связи рассматривается как нравственный образец свободного человека, следуя примеру которого освобождаются духовно и социально все люди. Иллюзорность традиционного образа Бога и утрата его как предмета теологии лишают действительности любые теологические рассуждения. Наступает "смерть теологии", как это было сформулировано Альтицером, Карлом Рашке и др. авторами программного сборника 1982 г. "Деконструкция и теология".Другим вариантом секулярной христианской теории стала "теология процесса", основу которой составили идеи математика и философа Альфреда Норта Уайтхеда. Бог для него — это имманентная миру "чистая" возможность бытия. Существование природы есть постоянный процесс перехода потенциальных возможностей в актуальную действительность состояний пространства и времени. Поэтому любое действие человека в таком мире будет реализацией божественного замысла. В работах американских теологов Шуберта Миля Огдена и Джона Босуэла Кобба христианство интерпретируется как свидетельство жизненной реальности творческого саморазвития Бога в "физическом теле" сотворенного им мира.Естественным результатом приложения секулярного подхода к теологии стал ее выход на социально-политическую проблематику современности. Здесь политическая теология протестантизма тематически пересекается с доктринами других христианских конфессий, рассматривающими религию как активное действие, направленное на обновление всего порядка бытия в духе любви, свободы и справедливости. В этом ряду "Откровение как история" Вольфхарта Панненберга, "теология надежды" Юргена Мольтмана, теологические концепции революционного развития общества Хельмута Голльвитцера и Харви Кокса.


Поделиться:

Реклама