Теология - это...
ТЕОЛОГИЯ (греч theos - Бог, logos - слово; русская калька - богословие) - феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего Различают: 1) Фундаментальную (теоретическую) или системную Т, включающую в себя догматику (предлагающую системную интерпретацию догматов вероучения), апологетику (обоснование вероучения с помощью рациональных средств), сравнительную Т (основанную на компаративном анализе базового вероучения с основоположениями других религий), экзегетику (методологию имманентного истолкования сакральных текстов), социальную Т (представляющую собой концепцию истории в духе вероучения), экклесиологию (концепцию церкви и ее роли в истории человека и человечества) и др; 2) Историческую Т, включающую в себя церковную археологию (история церкви, история Библии и ее истолкований, рефлексивная мета-история Т и др); 3) Нравственную (практическую) Т, те концепцию личного спасения (сотериология), предполагающую разработку соответствующей моральным ценностям вероучения поведенческой парадигмы; 4) Пастырскую Т, те систему раскрытия прикладных аспектов культовой деятельности, включающую в себя литургику (теорию богослужения), гомилетику (теорию проповедческой деятельности), ка-техитику (включая прикладные методики адаптации) и др Возникает исключительно в рамках такого типа вероучений, как теизм Бог как личность сообщает человеку знание о себе через слово (западно-христианская и протестантская theologia, православное "богословие", калам (арабск "слово", "речь") в мусульманстве, которое может быть конституировано как в "живом откровении", так и в "текстах откровения" Эта абсолютная и непреложная истина "слова Божьего" и выступает исходной основой Т - доктрины о сущности и бытии Бога Оформление Т как феномена теист-ских вероучений формирует и каноническую ее проблематику: содержание социальной аппликации трактовки Бога как "правящего" миром задает парадигму провиденциализма, в контексте этой трактовки с неизбежностью встает проблема теодицеи; возможность личного диалога человека с Богом формирует традицию мистического богословия и тп Однако центральной и конституирующей проблемой для Т неизменно выступает проблема богопознания, сама постановка которой в Т фундаментально проблемна (см БОГ) В разветвленном и законченном виде - как развитая концептуальная система - Т характерна только для таких классических вероучений, как христианство, иудаизм, ислам, где теизм обретает свою завершенную и абсолютную форму Развитие трех названных версий Т осуществляется во многом параллельно: с одной стороны - опора на канонические тексты, признанные автохтонно сакральными в рамках того или иного вероучения и генетически - так или иначе - восходящие к Библии, с другой - использование при их толковании категориальной традиции античной философии По формулировке Вольтера, "платонизм - это отец христианства, а иудаи-стская религия - его мать"; новозаветное содержание христианства генетически восходит к неоплатонической традиции (почему неоплатоническая категория "единосущего" и входит столь органично в христианский символ веры) Вместе с тем, эта двоякая культурная отнесенность ("между Афинами и Иерусалимом" - Тертуллиан) конституирует Т как внутренне напряженную "Афины" задают требования системности знания, рациональности оснований, логической прозрачности; "Иерусалим" - сокровенности, потаенности, глубины иносказания Христианская Т, как и христианская культура в целом, может быть возведена как к платонизму (в частности, неоплатонизму) с его мифотворчеством и умозрением, так и к аристотелизму с его ориентацией на классификационный гештальт, систематику и логицизм Христианская Т предельно ярко сфокусировала в себе эту специфическую амбивалентность европейского мышления С одной стороны, уже Аристотель определяет Т как "высшую созерцательную науку", относя к ней, в первую очередь, учение о перводвигателе, те субъекте мирового процесса, - действующем, оформляющем и целевом начале, что вполне укладывалось в рамки рационалистских концепций и в перспективе развернулось в традиции схоластики и катафатиче-ской Т в целом Следуя этой традиции, к Т можно отнестись как к теоретической дисциплине (что и было сделано европейской культурой в 1-й половине 13 в с открытием теологического факультета Парижского университета) - со всеми вытекающими отсюда последствиями Так, Фома Ак-винский, рассуждая о предмете Т, полагал, что в качестве такового Бог выступает в аспекте своей божественности (сущности, но не проявлений): deus sub ratione deitatis Слово сказано В категориальной традиции аристотелевской аналитики такой подход - не более, как естественный Однако, в контексте восходящего к неоплатонизму теизма рассмотрение персонифицированного личного Бога в качестве предмета по меньшей мере кощунственно Более того, в рамках теистской парадигмы богопознание в принципе не может артикулироваться как субъект-объектный процесс - созерцание как когнитивная процедура оказывается взглядом в очи Господни, а потому, по Библии, познание Бога есть трепетное и вдохновенное "искание лика Божьего" (Пс, 23, 6) - Принципиальная непредметность Бога эксплицитно зафиксирована уже у Ансельма Кентерберийского: "Одно дело, когда вещь есть в разуме, а другое - если разум мыслит ее как то, что есть" (ср пафосную критику диалектической Т предметного знания о Боге, трактовку Бога как принципиально непредметного) Сколь ни называй Т "doctrine sacra" (Фома Аквинский), спекулятивное учение об откровении и вере, в сущности, не имеет соприкосновения с самим сокровенным актом откровения и с живой верой Подход к сакральной тайне как к интеллектуальной головоломке (равно как и превращение интимного акта откровения в предмет публичного диспута) есть профанация великой мистерии богопознания Кроме того, отношение к Т как к системе рационального знания имплицитно предполагает возможность знания ложного Цена же - грех - непомерно велика, ибо впадение в ошибку чревато впадением в ересь, а неверность теории - неверием Греховно и само увлечение теорией (средством) по отношению к истинной цели богопознания (теологические тексты изобилуют ссылками на "бубенцы слов", "искус слога", "сладострастие созвучий" - см, например, у Иеронима) В рамках практической Т гомилетика как система правил ораторского мастерства специально предостерегает проповедника от увлечения спекулятивными рассуждениями в ущерб "слова о Боге" Классическим образцом отношения к богопознанию как к сакральной тайне является традиция апофатической Т, заданная Псевдо-Дионисием Ареопагитом и "говорящая о Боге" посредством отрицательных дефиниций Интенция на сведение воедино двух означенных векторов развития Т привела к оформлению в зрелой схоластике иерархической структуры Т, включающей в себя, во-первых, "естественную" Т (theologia naturalis) или, в терминологии Гуго де Сент-Виктора, "мирскую" Т (theologia munda-nа), ориентированную на спекулятивно-умозрительное философствование, и, во-вторых, высшую "Т богооткровения" (theologia relevata) или, по Гуго де Сент-Виктору, "божественную Т" (theologia divina), возводящую свое знание к умопостигаемому откровению Вопрос о соотношении "естественной" и "боговдохновенной" Т остается, однако, открытым, как остается открытым вопрос, "что общего между Афинами и Иерусалимом", повторенный после Тертуллиана и Петром Дамиани, и Бернаром Клервосским Христианская Т реализовала оба возможных пути приведения в равновесие своей неустойчивой двухуровневой иерархии Первый путь - аксиологическое усиление первого уровня, попытка придать формулировкам "естественной" Т статус абсолютной вневременной истины и тем уравнять их с формулировками "слова Божьего" (идеи "вечной философии" - philosophia parennis) - вплоть до гонений за несогласие с Аристотелем в позднем средневековье (Аналогичные шаги были предприняты в свое время и исламом, столкнувшимся с аналогичной проблемой: в 1041 специальным указом халифа аль-Надира, канонизировавшим символ мусульманской веры, были официально запрещены споры по поводу отклоняющихся от канона взглядов; относительно породивших их проблем действовал принцип "била кайфа" - "не спрашивай, как") Альтернативный путь - вектор радикального отказа от "естественной" Т как таковой - ярко выражен в протестантизме: от Лютера с его идеей "теории креста", согласно которой Бог неуловим в абстракции и постигается лишь событийно (в "событии Голгофы"), - до диалектической Т с ее принципиальным дуализмом Бога и мира, в рамках которого нет места принципу "аналогии бытия", а, значит, и "естественной" Т Аксиологическая нестабильность христианской Т как концептуального учения о неконцеп-туализируемом акте откровения есть, может быть, наиболее интимно значимое, а потому самое экспрессивное выражение амбивалентности социокультурных корней христианской культуры, дихотомично артикулирующейся в бинарных оппозициях эллинистического Запада и византийского Востока, рационального знания и иррациональной веры, античной философии и библейской мифологии, наконец - Ветхого и Нового Заветов (см также: АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, КА-ТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, СХОЛАСТИКА, ТОМИЗМ, НЕОТОМИЗМ, АДЖОРНАМЕНТО)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: