Теодицея - это...

ТЕОДИЦЕЯ (от греч. "Бог" и "справедливость") — термин для обозначения одной из сложнейших религиозно-философских проблем, особенно в мире теизма, — проблемы справедливости Бога, осмысленности и оправданности сотворенного Им мира перед лицом самого страшного, необъяснимого зла — страданий праведных и невинных. Часто слово "Т." условно переводят как "Богооправдание". "Т." именуется также произведение, в котором предпринимается попытка так или иначе разрешить эту проблему. Термин "Т." введен Г. В. Лейбницем и впервые прозвучал в его трактате "Опыты теодицеи о благости Бога, свободе человека и первопричине зла" (1710). С. С. Аверинцев определяет Т. как "общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и разумного Божественного управления миром с наличием мирового зла, "оправдать" это управление вопреки существованию темных сторон бытия". Исследователь отмечает, что "всякая теодицея есть "оправдание" перед лицом некоторого обвинения, ответ на то, что Гейне назвал "проклятыми вопросами"... "Упоминая выражение Г. Гейне, С. С. Аверинцев имеет в виду его стихотворение из цикла "К Лазарю", где поэт емко сформулировал суть проблемы Т.: "Брось свои иносказанья // И гипотезы святые! // На проклятые вопросы // Дай ответы нам прямые! // Отчего под ношей крестной, // Весь в крови, влачится правый? // Отчего везде бесчестный // Встречен почестью и славой? // Кто виной? Иль воле Бога // На земле не все доступно? // Или Он играет нами? — // Это подло и преступно! // Так мы спрашиваем жадно // Целый век, пока безмолвно // Не забьют нам рта землею... // Да ответ ли это, полно?" (перевод М. Л. Михайлова).

Очевидность зла и неправедности социального бытия, несовпадение представлений о справедливости богов и порой вопиющей абсурдности созданного ими миропорядка волновали умы с древнейших времен. Подступы к проблеме Т. очевидны в египетской "Беседе разочарованного со своей душой" (ок. 20 в. до н. э.), шумерской и аккадской "Поэмах о невинном страдальце" (3—2 тыс. до н. э.), "Вавилонской теодицее" (10 в. до н. э.; название дано исследователями). При этом в языческих культурах Т. существует в наиболее упрощенной форме и, в сущности, сводится не к вопросу о первопричине зла, о том, почему боги допускают необъяснимое зло, но к вопросу о справедливости и несправедливости наказания и награды человеку в земной жизни. С. С. Аверинцев справедливо отмечает, что та или иная постановка вопроса зависит "от различно определяемого объема Божественной ответственности за мировое бытие". По его мысли, "вариант минимальной ответственности Божества дает политеизм, особенно в его первобытно-анимистических формах или в язычестве греко-римского типа. То, что богов много, ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности". Кроме того, источником существования зла в мире может быть просто признано злое божество, как, например, Ангро-Майнью в зороастризме.

Именно в мире монотеизма, где Единый Бог предстает как Источник и Первопричина всего сущего, а кроме того — как любящий Отец, проблема Т. приобретает особенно трагическую подсветку: как совместить веру в благость и справедливость Бога и то, что Он допускает (т. е. санкционирует) существование зла, не вмешивается (или вмешивается не всегда), чтобы его предотвратить, чтобы спасти невинных? Герой библейской Книги Иова (см. Ийов) говорит о Боге: "Предал Он землю во власть злых, // Завесил лица судей земли; // А если не Он, кто еще?" (Иов 9:24; здесь и далее перевод С. С. Аверинцева). В Библии проблема Т. преподносится как принципиально неразрешимая для человека, связанная с несоизмеримостью человеческой меры и Бога и созданного Им бытия, а также сопрягается с проблемой свободы воли и ответственности. Согласно Книге Иова, может быть получен лишь частичный ответ на вопрос о причине существования страданий невинных: с помощью страдания Бог испытывает человека, очищает его душу, обостряет его внутренние зрение и слух ("Страданием страдальца спасает Он // И в утеснении отверзает людям слух" (Иов 36:15). Однако без ответа остаются роковые вопросы: что "испытывает" и "очищает" Он, когда погибают от рук нечестивых праведные и невинные, когда гибнут дети? Ответ остается искать в семантическом поле личной ответственности и устройства социума.

Одной из законченных Т. является одноименная работа Лейбница. Будучи деистом (см. Деизм), Лейбниц признает существование Творца, являющегося единственным "достаточным основанием" для существования мира. Если Спиноза [см.], чье влияние на немецкого мылителя несомненно, объяснял мир каузально (с точки зрения причинности; Бог — Первопричина всего), то Лейбниц объясняет мир телеологически (Бог — цель всего и только Он придает целесообразность миру). Создавая мир, Бог, по Лейбницу, "избрал наилучший из всех возможных вариантов". Тем не менее, мыслитель признает существование зла в мире и дает его классификацию (опираясь на Спинозу, который, в свою очередь, опирается на классификацию Маймонида): 1) зло метафизическое (конечность всех вещей); 2) зло физическое (стихийные бедствия, болезни); 3) зло моральное (продукт человеческой воли). С первым нужно смириться, оно — естественный закон нашей жизни; второе случается нечасто. Третий же вид зла для того и существует, чтобы человек воспитал в себе свободу воли и умение осознанно выбирать добро. По Лейбницу, существует "предустановленная гармония" добра и зла: все дурное — необходимое условие функционирования мира, который дает человеку высшую из возможных мер счастья. Тем самым Лейбниц указывал на пути общественного прогресса, объявлял мир достойным полем человеческой активности: нужно изменять и переустраивать этот мир, не считая его всего лишь земной юдолью, а единственно достойным человека — мир загробный.

Оптимистическая концепция Лейбница, свойственная раннему Просвещению (сходные позиции — Э. Шефтсбери), вызвала критику со стороны Вольтера в "Поэме о гибели Лиссабона, или Проверке аксиомы: все хорошо", а также в философской повести "Кандид, или Оптимизм" со знаменитой фразой Панглоса: "Все к лучшему в этом лучшем из миров". Вольтера беспокоило, что подобный оптимизм может стать оправданием любого зла. Лейбниц вовсе не стремился оправдать любое зло, но объяснял его происхождение высшими целями Творца, не только не снимающими ответственности с человека, но, наоборот, усиливающими ее. Проблема Т. по-прежнему остается одной из роковых проблем, тревожащих сознание человека, особенно в свете опыта катастрофического ХХ в. См. также Ийов.

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(от франц. theodicee – оправдание Бога), общее обозначение философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием мирового зла, «оправдать» Бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сторон бытия. Термин введен Г. Лейбницем в...
Философский словарь
(фр. theodicee от греч. theos - бог и dike - справедливость) - 1) теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца, с одной стороны, и очевидности того факта, что "мир во зле лежит", - с другой, т.е. проблема оправдания Бога в контексте презумпции...
Философский словарь
(от греч. theds - бог и dike - справедливость; букв. -богооправдание) - религ.-филос. учение, цель к-рого доказать, что существование в мире зла не отменяет религ. представлений о боге как абсолют, добре. Впервые понятие Т. встречается у Лейбница, рассматривавшего мир как «...
Философский словарь
(греч. theos -Бог и dike -справедливость, право, букв. - богооправдание) - религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире. Понятие Т. введено Лейбницем, посвятившем "...
Философский словарь
(греч. theos и dike - божественная справедливость) - оправдание Бога, со стремлением рационально ответить на вопрос: почему в мире есть зло, если он создан и управляется всеблагим, всеведущим и всемогущим Богом. 1) Августин писал, что зло - от павшей человеческой воли и воли...
Философский словарь
(греч.-богооправдание): религиозно-философское учение, стремящееся доказать, что существование в мире зла не подрывает веру в Бога как абсолютное добро. Возникло в античные времена, получило развитие в трудах Г. Лейбница, русских философов и богословов В. С. Соловьева, И. А....
Новейший философский словарь
ТЕОДИЦЕЯ (греч theos -Бог и dike -справедливость, право, букв - богооправдание) - религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире Понятие Т введено Лейбницем,...

Поделиться:

Реклама