Теннис - это...

ТЕННИС (Tonnies) Фердинанд (1855-1936) - немецкий социолог Получил диплом по классической филологии в Тюбингене (1877) В 1881 получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 (до отстранения от преподавания) (приват-доцент, с 1909 - экстраординарный, с 1913 - ординарный профессор) Вместе с Зомбартом, Зиммелем и М Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 (до отстранения нацистами) Сооснователь и президент Гоббсовского общества Известен как руководитель нескольких общенациональных проектов по прикладной социологии Основные работы: "Община (общность) и общество" (1887); "Маркс Жизнь и учение" (1921); "Социологические очерки и критика" (т 1-3, 1925-1929); "Введение в социологию" (1931) и др Среди теоретических источников социологической концепции Т можно выделить работы Гоббса, Спинозы, Шопенгауэра, Э фон Гартмана, Маркса и Энгельса (с которым Т состоял в переписке) Определенное влияние на становление его взглядов оказали также работы ФК Совиньи (основоположник "исторической школы"), Г Мейна ("Древнее право"), Моргана, ИЯ Бахо-фена Вместе с Зиммелем и фон Визе (его ученик) считается основоположником формальной школы в социологии Т остается, несмотря на "теннисовский ренессанс" в западной мысли, фигурой во многом ритуализированной Без ссылок на его противопоставление принципов "общества" и "общины" ("общности") не обходится не одно серьезное социальное исследование, но в то же время этот принцип не отрефлекти-рован должным образом как одна из доминант социальной философии и социологии 20 в В основе двух возможных типов социальности, согласно Т, лежит различение двух типов выраженной в них воли Основа "общины" ("общности") как первого возможного типа социальности - "сущностная воля" (естественная инстинктивная воля, обусловленная осознанием инстинктивно-чувственной органичности социальных отношений) Это воля, соотнесенная с присущим ей мышлением, непосредственно переходящая в действие, - целостно-самодостаточна, ее субъектом является "самость" Основа "общества" как второго возможного типа социальности - "избирательная воля", определяемый мышлением постольку, поскольку в нем есть волевое начало Субъект "избирательной воли" задается формально-юридически как "лицо" В соотнесении с типологией социального действия М Вебера, "избирательная воля" связана с ценностнорацио-нальным действием и ориентирована в будущее, "сущностная воля" - с остальными типами действия (целерациональ-ным, традиционным и аффективным) и предзадается прошлым В "общине" социальное целое предшествует частям, в "обществе" - социальное целое выступает как совокупность частей Это различие суть различие между "органикой" и "механикой" (естественностью и искусственностью) частей целого Т развивает и переинтерпретирует почерпнутое у Г Мейна различие "статуса", характеризующего естественное ("общинное") состояние, и "контракта", характеризующего общественно-договорное (искусственное) состояние ("общество") Но в обоих случаях социальность - это взаимодействие воль, в ходе которого происходит взаимоотчуждение ("общество") или "взаимослияние" ("община") Любая социальная целостность возникает всякий раз только из волевого взаимодействия индивидов "Волеизъявление" - это условие "взаимоутверждения" людей, без чего невозможна социальность (Т - автор термина "волюнтаризм") "Сущностная" воля "разумна", но не обязательно рациональна Скорее, она фундируется эмоционально-чувственными ("полуинстинктивными") отношениями "Избирательная воля" изначально рассудочна, предполагает осознанный выбор и формирование целей действия (это - "расчетливый разум") Общинные отношения включают в себя родово-семейные, соседские и дружеские отношения и соответствующие им социальные формы (семья, формы совместного проживания и тд) Общество связано с отношениями рационального обмена Эти отношения возможны между "индивидуальными лицами" - индивидами как "автономными отдельностями", свободными в целеполагании и выборе средств, и их "производными" - "искусственными лицами" В силу "конструируемо-сти" субъектов отношений обмена возможно появление "фиктивных лиц" Мышление выстраивает в отношениях обмена иерархию целей, намерений и средств, формируя синтетическую мыслительную систему "усмотрения", направляющую и контролирующую "созидательное единение" на основе "согласия" Т различает общество в узком смысле, связанное с возникновением государственности и исключающее из себя "общину", и общество в широком смысле, включающее в себя "общину" В последнем случае он анализирует общий вектор развития в истории от "общины" к "обществу" в узком смысле слова и торжество последнего в современной ему европейской реальности Победа "общественного" начала над "общинным" (при известном сохранении последнего) означает проникновение рационального расчета даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во все более внешние ("вещные") и случайные для их носителей, которые характеризуются возрастающей разно-векторностью своих устремлений В этом отношении Т выступил как диагност кризисных явлений европейского типа социальности, имевшей одним из своих следствий фашизм, открытое неприятие которого он, оставаясь в нацистской Германии, не считал нужным скрывать Кроме концепции "общины" - "общества", Т интересен также своей методологией социального познания и обоснованием принципов формального подхода в социологии Так, он заложил основы метода конструктивных типов (окончательно оформленного американским представителем формальной школы ГП Бек-кером), который он противопоставлял методу идеальных типов М Вебера Т рассматривал конструктивные типы как орудия объективации познания, понятийные мерки, прикладываемые к действительности, средства выявления "чистых" форм социальности, строго аналитически простроенная система которых может быть применена к исследованию любых социальных содержаний Социальное познание, согласно Т, должно строиться на принципах объективности (общезначимости, строгости и однозначности), "натурализма" (вынесении за скобки вопросов о смысле) и независимости от ценностных предпосылок Последнее в равной мере обеспечивается как избеганием исследовательских предпочтений, так и дистанцированием от конкретики (задач "момента") При этом Т, хотя и считал необходимым соотносить социологию с общей философской этикой, дистанцировал ее от этической (а также политической) проблематики В основе социологического мышления, по Т, должен лежать принцип понятийной антиномии, требующий рассматривать любое явление через соотношение "общинного" и "общественного", а также волевого и рационального начал, отношений господства и товарищества Соответственно проблематике и, главное, используемым методам социология строится как трехуровневая дисциплина: 1) понятийное конструирование реализуется в "чистой" социологии, 2) гипотетико-дедуктивный метод - в "прикладной "социологии, 3) исследование фактов - в "эмпирической" социологии (социографии) Эти три уровня конституируют "специальную" социологию, помимо которой Т выделял еще и "общую" социологию (суть которой, правда, так до конца и не прояснил, ограничившись отсылкой на изучение "всех форм существования людей")


Поделиться:

Реклама