Телеологическое Доказательство Бытия Бога - это...
- один из основных в катафатическом богословии аргументов, призванных разумом подкрепить веру в Бога. Телеология (от греч. telos, род. п. teleos - цель, завершение) - учение о конечных причинах мира, целесообразности его устройства. Согласно Аристотелю, природе внутренне присуща способность к целеполаганию, а X. Вольф считал, что эта способность установлена Богом. Наблюдения за явлениями природы, живыми или косными, подталкивают наш ум к индуктивному выводу об удивительной целесообразности всего существующего, так что мир как бы предстает пред нами единой книгой, в которой все ее знаки-вещи взаимоувязаны; но многие сочетания ее знаков нам сегодня непонятны, и многое в этой книге для нас остается тайной. Т. д. просто по своей сути: поскольку мир целесообразен, то необходимо бытие Устроителя мира. Высшего Разума; наблюдаемый нами мир порожден целевой причиной. Только Создатель знает конечные цели Своего творения, но не люди. Вместе с тем, глядя на мир и удивляясь ему, люди догадываются о сверхразумной природе конечных целей мироздания. Т д. может строиться и по другой схеме - как размышление над деятельностью людей и сравнение искусственного с естественным. Созидание искусственного мира предваряется разумным человеческим целеполаганием. Вначале люди составляют план какого-либо сооружения, а затем осуществляют свой план в материале. Но человеку пока не по силам глобальные творения. По чьей же целенаправленной воле возникли галактики, наша Земля, земная жизнь и сам человеческий род? Коль скоро, как известно, кирпичи без строителя сами по себе не складываются в жилище, то тем более невероятно, чтобы без цели и плана вырос из хаоса первоэлементов архисложный универсум. Такого рода суждения высказывались Сократом, Платоном, стоиками, Цицероном, Фомой Аквинским и многими другими крупными мыслителями. Возражения их противников сводились к оспариванию всеобщего характера гармонии и красоты в мире, к поиску примеров нецелесообразности тех или иных процессов или явлений природы, бесполезности некоторых реалий ("Зачем болота, пустыни, чертополох, комары да мухи?"). Приводимые в недавнем прошлом "контрпримеры" по большей части уже отведены современной наукой, а Тд подкреплено учением В. И. Вернадского о ноосфере. Экологи обосновали важную роль болот, пустынь и подобных им "бесполезных" участков земной поверхности в функционировании биогеоценоза. Более серьезный контраргумент против Т. д. сопряжен с указанием на неистребимое в мире зло: если в мире все целесообразно, а Бог вседобр, то откуда в мире зло? Г Лейбниц в своей "Теодицее" оправдывает Бога: зло целесообразно, ибо без зла невозможно оценивать добро; страдания людей ("физическое зло") и их нравственные пороки и преступления ("моральное зло") суть "теневые" элементы совершеннейшего порядка вещей - они оттеняют добро. По мнению Лейбница, зло лишь "попущено" всеблагим Богом, но не создано Им. Противники Лейбница (в особенности Вольтер с его "Кандидом") подчас остроумно, но, как правило, неглубоко пытались опровергнуть его "Теодицею". Существует также множество других религиозно-философских доктрин, оправдывающих сосуществование добра и зла в мире. Например, в учении бахаи есть трактовка "зла" как отсутствия добра: зла нет, люди принимают за "зло" либо дефицит добра, либо непонимаемое ими добро. С распространением теории эволюции Ч. Дарвина сложилось мнение, будто наука опровергла Т. д., однако в наши дни сам дарвинизм подвергается мощной атаке со стороны научного креационизма и в ряде отношений признан несостоятельным. Выводы научного креационизма подкрепляют и дополняют телеологический аргумент. Д. В. Пивоваров
Поделиться: