Техника - это...
ТЕХНИКА (греч и лат techne - искусство, мастерство) - понятие, которым в истории культуры было принято обозначать: 1) определенную онтологическую данность (комплекс инструментов, орудий, машин; искусственная среда; 2) воплощенное стремление человека к власти над природой; 3) творчество, отражающее определенные цели человека; 4) техническое творчество как самоцель; 5) средство сохранения человеческого рода при переходе от естественно-органического к искусственному миру; 6) деятельность, связанную с особым способом преобразования природы; 7) систему ценностей и норм, регулирующих жизнь человека в цивилизованном мире Будучи одной из форм активности человека, Т появилась вместе с ним Объектом рефлексии Т стала достаточно поздно В натуралистической традиции греческое techne интерпретировалось как искусство изготовления, творения чего-либо Однако уже в этой традиции произошла дифференциация основных смыслов techne (Аристотель) За современным значением Т осталась лишь область изобретений, ремесленного труда, связанная с воплощением идеи в конкретном (а посему преходящем, изменчивом) материале природы, а следовательно, по мнению Аристотеля, недостойная философской рефлексии (Элементы негативной оценки Т сохранились в культуре до 20 ст) Отдельные попытки описания технических систем перешли в 18 ст в создание системы инженерного образования, технологии как комплекса знаний о Т Последняя превратила Т в практическое поле своих исследований В 19 в в содержании понятия Т произошли изменения Они были обусловлены индустриализацией, расширением мирового рынка, углублением разделения труда, усилением кооперации (транспорт, связь), политической нестабильностью (спрос на военную Т), ощутимым влиянием Т на социальные процессы (безработицу, отчуждение) Формируется слой инженерно-технической интеллигенции с определенной потребностью - осмыслить природу Т, ее влияние на общество Четкие контуры Т задали формы рефлексии над ней Конкретно-научные представления сложились в комплекс технических наук Интенция на синтез технических знаний выразилась в метанаучной рефлексии и предстала как "философия Т" Последняя дистанцируется от философии по строгим критериям научности, в первую очередь, путем разработки специального метанаучно-го языка В перспективе метанаучная картина Т, акцентирующая внимание на гуманитарных аспектах Т в системе культуры, может стать важным основанием системы инженерно-технического образования Этому способствует формирующаяся уже сегодня единая информационно-техническая система планеты, влияющая на массовое сознание и мировоззрение людей Дифференциация форм рефлексии над Т оказала влияние и на философию Поскольку философия исследует мировоззрение с учетом региональной культуры, времени, то можно выделить следующие интерпретации Т, осуществленные ее средствами: аристотелевскую, новоевропейскую, позитивистскую, марксистскую, антропологическую, кризиса культуры, русского космизма, духовную (В Соловьев, Бердяев), технического детерминизма, онтологическую (Хайдеггер) Основной тезис аристотелевской концепции заключается в нейтральности Т по отношению к формам бытийствования человека в культуре, ее асоциальность Это лишь небольшая область приложения творческой активности, связанная с созданием орудий труда Новоевропейская - отразила изменения в обществе 16-17 ст, частности, заметно возросшую роль Т в жизни человека (Ф Бэкон, Гоббс), запрос предприимчивого мышления на технические новации Согласно Декарту, такой запрос может быть удовлетворен рационалистической традицией, предварительно проанализированной с позиции радикального сомнения как метода проверки Приоритет Разума как человеческого Я стал основанием не только научной методологии, но и деятельности в сферах политики, социальных отношений, производства Дальнейшей конкретизацией рационалистической методологии стали позитивистская и марксистская концепции Т Позитивистская (Конт) утверждает примат научной (естественно-научной) рациональности над абстрактной (метафизической) Марксистская - рассматривает рациональность как способность человека не только вырабатывать представления об идеальном (идеал, модель, теория), но и воплощать его в формах практической рациональности (действиях) Т при этом выступает как нейтральный элемент в системе социальных отношений, но достаточно активный в преобразовании природы (научно-технический прогресс) Концепция кризиса культуры 19-20 ст пессимистически трактует Т В работах Ясперса, Шпенглера Т предстает как один из ведущих факторов, способствовавших подчинению человека государственной машине, лишению его способности противостоять разрушительному воздействию технической цивилизации Ортега-и-Гассет акцентирует внимание на последствиях урбанизации, исходящей от нее угрозы культуре Возникшая у технической интеллигенции потребность в философской рефлексии над основаниями Т выразилась в антропологической концепции и концепции технического (технологического) детерминизма Согласно антропологической концепции, Т есть естественное продолжение органов человека, его способности мышления Концепция технологического детерминизма исходит из признания Т как объективной реальности, обладающей высокой динамикой развития, собственными закономерностями, способными изменить не только социальные отношения, но и природу человека Т гуманна по своей природе Человек же некомпетентен, неадекватно интерпретирует ее фундаментальный смысл Концепция русского космизма (Федоров, Циолковский, др) формирует представление о космотехническом мире как перспективе человеческого бытия (активное освоение космоса) Духовная концепция (В Соловьев, Бердяев) призывает человека овладеть собственным духом перед лицом Т, выработать в культуре новые ценности свободы, ответственности, организации Онтологическая концепция (Хайдеггер) включает не только мировоззренческую функцию, но и критическую (поисковую), связанную с необходимостью переоценки механизмов формирования основных ценностных ориентаций европейского сознания Изменение ценностных ориентаций культуры в связи с Т касается как онтологии, так и гносеологии Онтологическая проблематика связана с исследованием феномена Т как процесса Гносеологическая детерминирована идеей о том, что Т раскрывает человеку не только самое себя как подсистему, но и специфику современного калькулирующего (подсчитывающего) мышления Это мышление не доходит до осмысляющего раздумья о будущем Гносеология обнаруживает новое поле онтологии - сознание В нем сконцентрированы основные проблемы технического мира Онтологический подход к Т совершенно по-новому представляет философский диалектический метод осмысления мира Несмотря на различие школ и направлений, применение его очевидно, особенно в части принципов (объективности, развития, системности) Системный подход позволяет увидеть современную Т как сложную систему, в которой элементы взаимосвязаны В качестве таковых можно выделить: информационные технологии (прием, хранение, обработка, передача информации независимо от расстояний); производственные комплексы машин, технологий; сосудистая система (водо-, газо-, нефтепроводы, линии электропередач); транспорт; медицинские технологии; военная Т и технологии; Т в системе образования; бытовую; научную (поисковую); связанную с туризмом и отдыхом Каждая из технических подсистем требует участия человека (творчество, изобретение, организация, управление, финансирование и тд) Т подвластна времени Это создает немало проблем в ее развитии Последние все чаще возникают в диалоге (коммуникации) человека с машиной В планетарном измерении Т стала огромной силой, однако для некоторых региональных культур она еще остается неадекватно воспринимаемой ценностью, что создает дополнительные трудности при разрешении политических напряжений, решении экономических проблем Т как артефакт труда актуализирует вопрос о профессиональном мастерстве, искусстве Этому способствует и тенденция в развитии потребностей людей - особое внимание к качеству, техническому дизайну (см также: ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: