Тат - это...

состоит из стандартного набора таблиц с изображением достаточно неопределенных ситуаций. Каждая таблица, по замыслу авторов, предполагает актуализацию переживаний определенного типа или отношений к определенным ситуациям и допускает неоднозначную интерпретацию; специально выделяются таблицы, провоцирующие суицид, агрессию, сексуальную перверсию, доминирование-подчинение, сексуальные и семейные конфликты и пр. Часть таблиц предъявляется только мужчинам или только женщинам; есть таблицы для подростков. Испытуемому предъявляется набор из 20 таблиц. Исследование проводится в два сеанса с интервалом не более одного дня. Очень важна спокойная, дружелюбная атмосфера. Начинать работу рекомендуется с некоей простой методики проективной - рисования на заданную тему и пр. Об испытуемом должны быть известны основные сведения: семейное и социальное положение, образование, профессия. Таблицы обычно предъявляются с 1-й по 10-ю - в первый день, и с 11-й по 20-ю - во второй. При первом сеансе дается стандартная инструкция, допускающая незначительные вариации соответственно культурному уровню и возрасту испытуемого. Согласно инструкции, следует придумать рассказ по каждой картине: что происходит, какие события привели к этой ситуации, каким будет ее исход, каковы чувства и мысли персонажей. Во втором сеансе содержание инструкции напоминается и дается указание, что теперь рассказы должны быть более драматичными - нужно дать волю фантазии. В числе таблиц есть и пустая: требуется вообразить и описать в деталях какую угодно картину, а после придумать по ней рассказ. При исследовании замечается время - как от момента предъявления таблицы до начала рассказа, так и общее, затраченное на таблицу. Фиксируются все длинные паузы, оговорки, аграмматизмы, своеобычные выражения и пр. При тестировании могут встречаться определенные технические трудности, связанные, например, с забыванием пунктов инструкции и пр. После исследования производится опрос, основная цель коего - получение дополнительных сведений об испытуемом и об источниках тех или иных сюжетов, а также неувязок, оговорок и пр. Анализ результатов ведется соответственно названным задачам . Анализ начинается с нахождения "героя" сюжета, с коим испытуемый в некоей мере идентифицирует себя. Следующий этап состоит в определении важнейших характеристик героя. Затем все выявленные потребности ранжируются по пятибалльной системе. Наконец, составляется список потребностей и соответственных давлений. При анализе создается своеобразный портрет героя: каковы его доминирующие желания, потребности, чувства; каким воздействиям он подвергается, активен он или пассивен при взаимодействиях с миром, возможно ли удовлетворение его потребностей; добивается ли он успеха или склонен к фрустрации; имеются ли антисоциальные поступки; каковы его ценности, что составляет его мировоззрение, и пр. Следует учитывать, что рассказы испытуемого всегда, исключая случаи грубой патологии, оказываются смесью фантазийной продукции и сюжетов-клише - продуктов механизмов защитных. Как клише может выступать все, что реально не переживалось индивидом и не является его аффективным опытом: литературные и кинематографические сюжеты и пр. К тому же некогда реально пережитое со временем теряет значимость и аффективную окрашенность и становится едва отличным от клише. Напротив, некие литературные сюжеты или жизненные перипетии других людей настолько затрагивают чувства испытуемого, что перестают быть просто усвоенными клише. Все это требует особой чувствительности экспериментатора к любым проявлениям индивидуального стиля испытуемого. Для диагностики особенно информативны, по-видимому, отклонения от клише, где особенно отчетливо проявляются реальные или воображенные отношения, чувства и поступки, чрезвычайно значимые для испытуемого. Но и в них личностно значимая информация может маскироваться механизмами защитными. Выявить ее помогает анализ формальных характеристик построения рассказа, а также индивидуальные особенности речи и экспрессии, необычные темы или даже едва заметные модификации клише. Формальные характеристики содержания рассказа представляют собой некую абстракцию от текста и отвечают на вопрос, что исследователь ищет в рассказе, каким образованиям личности релевантно содержание рассказа. Выделяются следующие категории: 1) эмоциональный фон - чувства и переживания, возникающие у испытуемого; здесь возможна не только идентификация с персонажем, но и солидаризация, оппозиция и пр.; 2) персонажи - ими могут быть либо представители самого испытуемого, либо значимые другие; 3) стремления и установки - динамические тенденции, показатели основных мотивов личности, определяемые по характеристике персонажей, с коими идентифицирует себя испытуемый; 4) препятствия или барьеры - обнаруживаются в виде мыслей и чувств основного персонажа или окружающих, в виде реальных действий других людей или норм социальных, препятствующих реализации стремлений. Формальные показатели таковы: 1) формальное следование инструкции - это может выражать уход от тем, связанных с конфликтными переживаниями; 2) строго ригидное соблюдение инструкции - свидетельство повышенной ригидности испытуемого; 3) излишняя детализация рассказа - может указывать на повышенную тревожность, встречается у истероидов; 4) опускание некоих пунктов инструкции: в случае отсутствия "прошлого" или "будущего" это может быть признаком существования конфликтных переживаний в прошлом или ожидания неблагополучия в будущем; 5) отказ - в начале эксперимента свидетельствует о непонятости инструкции либо об отсутствии контакта с психологом, отказ от определенных картин - об особой значимости провоцируемых ими сюжетов; 6) неупоминание отдельных частей или деталей картины - обычно указывает, что ассоциации, вызываемые этими деталями, вызывают тревогу; 7) введение дополнительных деталей или персонажей - почти всегда говорит об особой значимости и близости данной темы; 8) перцептивные искажения - неправильное или искаженное восприятие каких-то деталей картины, - как правило, следствие глубоких конфликтов; 9) восприятие картины как рисунка, фотографии, кадра из фильма - иногда может рассматриваться как своеобразное отстранение от травмирующей тематики рассказа. Существует около двух десятков схем интерпретации, различающихся категориями анализа рассказов и параметрами личности, исследуемыми с помощью . Лишь некие из них применяются в клинико-диагностических целях, а не в экспериментальных; бывает и так, что психологами-практиками заимствуются разные пункты из разных систем. 1. С. Томкинс развил подход, широко используемый в самых разных психологических системах. Он ввел ряд новых категорий, как будто повышающих эффективность методики: 1) вектор - характеризует психологическую направленность поведения, влечений и прочего; Томкинс рассматривает десять векторов, соответственных основным предлогам английского языка; 2) уровень - характеризует "плоскость", в коей разворачивается действие рассказа: описание объекта, события или поведения персонажа; воображение; память; чувства, и пр.; 3) условия - любые психические или физические состояния разной валентности, сами по себе не выражающие никакого желания или побуждения; например, герой беден (-) или счастлив (+); 4) квалификаторы - применяются для указания на временные, пространственные или силовые характеристики названных категорий. Здесь, по сравнению со схемой X. Меррея, существенно новыми являются категории уровня и квалификаторы. Уровневый анализ позволяет определить преобладающий тип активности каждого героя. Рассматриваются последовательность, частота и вариативность различных уровней. Большое внимание уделяется психологическому смыслу квалификатора "отдаленности". Степень отдаленности во времени или пространстве характеризует степень подавления потребности: чем фантастичнее рассказ и чем более отдалено от реальности время и место действия, тем сильнее данная потребность подавляется со стороны Свepx-Я. Среди других методологических приемов выделяется требование целостного контекстуального анализа протоколов тестирования: из всей совокупности рассказов выделяются некие инвариантные формальные структуры. Особое внимание уделяется анализу материалов, относящихся к переживаниям раннего детства. 2. М. Арнольд строит свою систему на отказе от некоих постулатов "психологии глубинной", например, элиминируются постулаты об идентификации и о нереализованном глубинном мышлении как об основном содержании рассказов. Считается, что материал рассказов отражает не столько эти тенденции, сколько личностные установки социальные, которые и определяют сюжет и исход рассказа, или его значение - как бы "мораль" рассказа, где обнаруживаются привычные ценности, мотивы и способы достижения целей. В результате анализа значений выводится так называемый индекс мотивационный, положительный либо отрицательный: адекватные жизненные установки, конструктивный подход к решению проблем, сотрудничество с другими людьми дают положительный индекс; склонность к импульсивным, деструктивным или непродуктивным действиям - отрицательный. В зависимости от знака индекса мотивационного прогнозируется возможность успеха на том или ином поприще. Подход М. Арнольд, несмотря на несколько упрощенное понимание условий преуспеяния человека, содержит ряд моментов, упущенных другими авторами, и потому указывает путь для более адекватной разработки подхода к анализу и интерпретации : 1) требование контекстуального анализа рассказов: рассказы рассматриваются не как некий набор, а как целостный продукт реорганизации впечатлений прошлого опыта, имеющий свой смысл, не выявляемый при анализе отдельных рассказов; 2) подчеркивается роль установок социальных в формировании текста рассказов. Как и другие методики проективные, наибольшее применение находит в клинике неврозов и состояний пограничных. Для клинициста особый интерес представляют такие диагностируемые особенности аффективной сферы личности и мотиваций: 1) ведущие мотивы, отношения, ценности; 2) аффективные конфликты, их сферы; 3) способы разрешения конфликтов: позиция в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты и пр.; 4) индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность / подконтрольность, эмоциональная устойчивость / лабильность, эмоциональная зрелость / инфантильность; 5) самооценка - соотношение представлений о Я реальном и Я идеальном, степень принятия самого себя. Следует подчеркнуть, что выявляемые посредством закономерности и явления - не более чем тенденции, установки личности, прямой перенос данных тестирования на характеристику личности и ее поведения без учета клинического материала и объективных условий жизни испытуемого неправомерен.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(Егип.) Египетский символ: вертикальная круглая стойка, суживающаяся кверху, с четырьмя поперечинами наверху. Использовалась в качестве амулета. Верхняя часть представляет собой обычный равносторонний крест. Последний, на своей фаллической основе, символизировал два принципа...
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Егип.) Египетский символ: вертикальная круглая стойка, суживающаяся кверху, с четырьмя поперечинами наверху. Использовалась в качестве амулета. Верхняя часть представляет собой обычный равносторонний крест. Последний, на своей фаллической основе, символизировал два принципа...
Психологическая энциклопедия
См. Мюррея - Морган тематический апперцептивный тест.
Психологическая энциклопедия
См. Тематический апперцепционный тест.
Словарь символов
У египтян это позвоночник Озириса, мировая ось, Северный полюс, , стабильность, прочность, неизменность, сохранение.

Поделиться:

Реклама