Тантризм - это...
ТАНТРИЗМ (санскр tantra - хитросплетение - в значении: словесный арабеск, эзотерический текст) - неортодоксальное внебрахманистское направление индуизма Главными священными текстами Т выступают тантры: собственно тантры, относящиеся к шактистскому вектору индуизма; агамы, относящиеся к шиваитскому (и отчасти - к вишнуит-скому) векторам; пураны, относящиеся к вишнуитскому вектору Таким образом Т генетически связан с шактизмом, шиваизмом и вишнуизмом; а также практикой йоги Шакти (санскр sakti - сила) мыслилась в древнеиндийской мифологии как творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги (Деви, Сати, Парвати и др); ключевым символом Шакти выступает йони (санск yoni - источник, женские гениталии) Если в рамках европейской мифологии (а затем - ранней философии) противопоставление женского и мужского начал артикулировалось как структурное и конституировалось в качестве противопоставления пассивной материи и активной формы, то в древне-индийской культуре оно артикулировалось как энергетическое, кон-ституируясь в качестве взаимодействия оплодотворяющей мужской силы с женской силой плодородия В то время как олицетворенное в Шиве мужское начало мира мыслится как сознание (чит), Шакти выступает созидательной силой сознания (чидрупини), и "когда Шива объединен с Шакти, он способен творить; в других же случаях он не способен даже двигаться" ("Саундарьяла-хара") Шакти, таким образом, выступает творческой креативной силой воплощенного абсолюта (в испытавшей влияние шактизма философии санкхьи мужское начало мира "как космический мужчина" - Пуру-ша - мыслится как пассивный созерцатель красоты прак-тити - спонтанно развивающегося женского - материнского и материального - начала; взятый же сам по себе Пуруша характеризуется таким качеством, как аудасинья - равнодушие; однако его соединение с пракрити необходимо для исходного импульса космического процесса) В качестве генетического истока данной семантической структуры может рассматриваться мифологический сюжет сакрального брака Земли и Неба как женского и мужского мировых начал, имеющего креационный смысл В качестве типологического аналога Шакти могут рассматриваться восходящая к шехи-не классического иудаизма женская ипостась Бога в Каббале, образ Софии как являющейся в мире мудрости Божьей в христианстве, - однако, семантические акценты в данном случае не совпадают: указанные сущности выступают в качестве презентации сущности Божьей в субстанции творения и, стремясь к воссоединению с ним в качестве женских его персонификаций, лишены, тем не менее, выраженной сексуальной окрашенности и не выступают аксиологически приоритетными космическими структурами в рамках соответствующих систем ценностей В контексте Т, напротив, женское начало мыслится как средоточие креативных сил и в этом качестве - в отличие от западной традиции - выступает на передний план Именно и только посредством Шакти возможна актуализация и реализация потенциальной созидательной энергии творящего Бога Так, символом Шивы выступает линга (санскр linga - плуг, символ пола, фаллос, - отсюда "лингаята" как шиваистский вектор развития Т); аналогична трактовка Вишну в вишнуистской версии Т (пан-чаратра - пятиночие): Вишну-Нараяна выступает инициатором пахтания мирового океана, имеющего креационную семантику сакрального брака, в контексте чего связывается с фаллической символикой острия копья (см ЛЮБОВЬ), имя Вишну (санскр visnu) генетически восходит к корню vic - входить, проникать Скульптурные изображения линги в виде каменного столба, поднимающегося из лотоса йони, выступают предметом поклонения в шиваистском Т Особую семантику приобретает в обрисованном контексте сексуальная практика человека: сакральное начало Шакти мыслится в Т как воплощенное не только в Парвати, Уме и тп, но и в любой женщине, в силу чего в акте эротического соединения с нею мужчина не только отождествляется с Шивой, но и достигает слияния с Шакти и растворения в животворящей энергии космического женского начала Семантическим ядром тантристского ритуала выступает, таким образом, вамачара (санскр vama - влечение к женщине; achara - действие, обряд), те нормативно акцентированная сексуальная активность, наделяемая в Т сакральным смыслом (ср скрытую сакральную семантику эротического акта в суфизме, например, в "Геммах мудрости" ал-Араби - см СЕКС) Снижение сексуальной активности ведет, согласно Т, к деструкции организованного мироздания, возвращению его в состояние шуньи (санскр - ничто, пустота), что семантически восходит к архаической имитативной магии, в рамках которой повышение сексуальной активности человека рассматривается как средство повышения плодородия природных сил и как путь к инициированию регулярного повтора космического брака в рамках календарного цикла (см ЛЮБОВЬ, СЕКС) Наряду с вамачарой как внешней сексуальной практикой, Т предполагает и специфические ритуальные действия, связанные с трансформацией внутреннего психического состояния В этой своей составляющей Т обнаруживает связь своей обрядности с практикой йоги в специфической ее семантической аранжировке, которая диктуется ценностной ориентацией Т: "изначальную женскую силу следует почитать, становясь женщиной" (Чаттападхья) Согласно Т, в стволе спинного мозга вертикально располагаются 7 лотосов (падма-лотос - символ йони), и последовательная активизация их посредством специальной психофизической техники (йога-садхана) трактуется как пробуждение внутренних творческих сил организма и, предполагая трансформацию мужской энергии в женскую, мыслится как совершенствование Экстремумом этого поступательного процесса - подъема трансформационной активности - является активизация верхнего лотоса, лежащего в основании головного мозга, - так называемое пробуждение Кундалини (отсюда название соответствующей практики - кундалини-йога), мыслимого в качестве сакрального змея (см традиционную фаллическую символику змеи в классической мифологии) Пробуждение Кундалини означает в Т слияние находящегося там мужского начала с поднявшимся по стволу спинного мозга женским началом: личность полностью лишается двойственности, растворяясь во всепоглощающем креационном начале женственности Разбудивший змея Кундалини обретает высшее знание и - в соответствии с характерной для Т идеей единства макро- и микрокосма - высвобождает созидательную энергию Шакти (ср с трансформацией энергии пола как пути освобождения и знания в "Кама-марге", где данный процесс имеет скорее личностную, нежели космическую, как в Т, размерность) Подобно оргиастическим культам Запада, Т был распространен среди низших каст, открывая непосредственный путь приобщения к Абсолюту (ср со средневековыми мистическими течениями в среде европейского плебса, параллельно характеризующимися оргиастической окрашенностью культовой практики и предельно широкой люмпен-ориентацией - см МИСТИКА) В средневековой Индии сторонники некоторых ответвлений Т объявлялись неприкасаемыми; однако применительно к Новому времени может быть зафиксирован своего рода ренессанс Т в среде творческой интеллигенции (например, влияние Т на мировоззрение Р Тагора, Гхоша и др)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: