Таннаи - это...

ТАННАИ (иврит.-арам. "повторяющий [Учение]", "изучающий [Тору]") — в иудаизме обозначение законоучителей, деятельность которых по изучению Торы и всего Танаха, а также кодификации последнего разворачивалась в Эрец-Йисраэль (Земле Израиля) в 1—2 вв. — в конце эпохи Второго Храма (см. Храм) и непосредственно после разрушения Храма римлянами. Т. создали и систематизировали древнейшую часть Устного Закона — Мишну, которую впоследствии записал и кодифицировал Йеѓуда ѓа-Наси, а на ее основе амораи создали Ѓемару, которая вместе с Мишной составляет Талмуд.

Т. были преемниками дела писца и священника Эзры (Ездры), который канонизировал Тору и ввел обычай ее публичного чтения перед народом с пояснениями и толкованиями (см. подробнее Тора). За Эзрой и его учениками, которые, согласно традиции, приняли Закон и способы его толкования у мужей Великого Собора, последовали мудрецы-законоучители — зугот, а за ними — Т., принадлежавшие, как и предыдущие толкователи Торы, к течению перушим — фарисеев, выступавших за гибкую и динамичную герменевтику Священного Писания. Одним из самых выдающихся еврейских законоучителей был рабби Ѓиллель, который выступил в конце движения зугот и в начале движения Т. Он усовершенствовал герменевтический метод толкования Торы и уделял огромное внимание этическим аспектам Писания. Его миролюбие, любовь к людям, скромность вошли в поговорку и сделали его любимцем всего народа. Благодаря заслугам Ѓиллеля пост главы Санѓедрина, или Синедриона, 400 лет занимали только его потомки. После трагических событий Иудейской войны (66—73), разрушения в 70 г. Иерусалима и Храма коѓэны окончательно потеряли влияние в народе, а Т. стали его подлинными духовными лидерами. Выдающуюся роль в спасении Священного Писания, еврейской культуры в целом сыграл Йоханан бен Заккай, создавший в Явне первую духовную академию — йешиву, где изучали и систематизировали тексты Танаха, вырабатывали новые правила литургии — в отсутствии Храма, выводили из текста Торы новые, насущные предписания еврейского практического закона — Ѓалахи. Преемником Йоханана бен Заккая на посту наси — лидера еврейской общины — стал Гамлиэль II (см. Гамлиэль). Затем ведущее место среди Т. занял рабби Акива, а вслед за ним — его оппонент рабби Йишмаэль бен Элиша. При них был окончательно определен порядок праздников и молитв. Многие Т. обучали учеников в Явне бесплатно, а для пропитания себя и своей семьи занимались ремеслами.

Подавление восстания Бар-Кохбы императором Адрианом (135) повлекло за собой жестокие преследования евреев, запреты на соблюдение еврейских законов и изучение Торы. Многие Т. погибли мученической смертью потому, что продолжали обучать Торе. Однако изучение Торы продолжалось подпольно. Ученики рабби Акивы создают духовный центр в г. Уша, затем — в Бет-Шеарим и Циппори. В 3 в. Санѓедрин окончательно обосновывается в Тверии, а во главе его становится Шимон бен Гамлиэль II. При нем возобновляется активная деятельность Т. и достигает пика при сыне Шимона — Йеѓуде ѓа-Наси, с деятельностью которого связано завершение Мишны. Мишна представляет собой дискуссии Т. по поводу смысла Торы и вопросов Ѓалахи. Очень много внимания Т. уделяли вопросам религиозной философии и этики, что с особой афористической силой запечатлелось в трактате Пиркей Авот — "Поучения Отцов", сохранившем для потомков их изречения и поучения.

В Талмуде, Тосефте и Мидрашах упоминаются ок. 240 Т., которых принято делить на пять поколений с прибавлением еще одного — т. н. полутаннаев, учеников рабби Йеѓуды га-Наси.

Т. навсегда стали в еврейском религиозном сознании символами стойкости, верности Торе и традиции. Такими они предстают в последующих аггадических сказаниях.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- иуд. законоучители из школы в г. Ябне на Средиземном море, к-рые давали толкование Горы (Пятикнижия). Эти комментарии (3 в. и. э.) вызваны необходимостью приспособления богослужебной лит-ры к потребностям евреев диаспоры. Комментарии книжников (соферим), фарисеев и Т....

Поделиться:

Реклама