Тайная Вечеря - это...
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ — новозаветное библейско-историческое событие из последних дней земной жизни Иисуса Христа. Как это излагал А. П. Лопухин, приблизился день, "в который надлежало заколоть пасхального агнца" (14-е нисана, "между двумя вечерами", т. е. между закатом солнца и окончанием вечерней зари). [Речь идет о праздновании Пасхи иудейской (см. Песах), точнее — первого пасхального Седера (см. Аггада Пасхальная); Седер был тайным, потому что совместное празднование было запрещено римскими властями. — Ред.] Весь этот день проходил в Иерусалиме и его окрестностях чрезвычайно шумно и хлопотливо, потому что не только жители, но и все бесчисленные богомольцы, которые к Пасхе стекались отовсюду, хлопотали о закупке и заклании агнца; иногда в этот день закалывалось более двухсот тысяч ягнят. Позаботились о том же и ученики Христовы, и уже накануне, по указанию своего Учителя, сделали необходимые приготовления для пасхального торжества в доме одного тайного последователя Христа. В древности пасхальный агнец вкушался стоя, но этот обычай впоследствии был оставлен, и под влиянием греков и римлян введено было возлежание, которое считалось наиболее удобным и сообразным с празднеством, тем более, что оно признавалось положением свободных людей. Каждый присутствующий возлежал, облокачиваясь на левую руку, чтобы правая могла быть свободной. Омывать ноги гостям было делом слуг; но перед Т. В. Сам Христос, в Своем бесконечном смирении, встал из-за стола и исполнил эту рабскую обязанность в отношении Своих учеников, которые от смущения и стыда погрузились в глубокое молчание, нарушенное только апостолом Петром, воскликнувшим: "Господи! Тебе ли умывать мои ноги?" Продолжая омовение, Христос заявил, что ученики как омытые водою духовного учения из источника жизни теперь чисты; но, прибавил Он с грустью, "не все". Началась затем самая Т. В.; Христос стал объяснять ученикам значение только что совершенного им действия как наглядного урока смирения, с которым они должны относиться друг к другу. Но взор Его упал на возлежавшего поблизости Иуду, и дух Его опечалился. "Истинно, истинно говорю вам, — сказал Он, обращаясь к ученикам, — что один из вас предаст Меня". Страх объял учеников; они вопрошали Учителя: "...не я ли, Господи?" Чтобы не обнаружить перед сотоварищами своей виновности, Иуда Искариот также спросил: "...не я ли, Равви?" и получил в ответ: "...ты сказал" (обычная утвердительная форма выражения в библейском языке). Обмакнув кусок в блюдо, Христос подал Искариоту со словами: "...что делаешь, делай скорее". Иуда вышел из-за стола и удалился. Христос же воскликнул: "Ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нем". Ему недолго уже оставалось быть со своими учениками, и поэтому Он в качестве завещания дал им новую заповедь, исполняя которую они должны были составить общество, совершенно отличное от людей мира сего: именно, заповедь любить друг друга, и по этой любви все могли бы узнавать Его учеников. Затем наступил самый важный момент Т. В.: установление Христом таинства Евхаристии, или причащения, как благодатного средства единения верующих со Христом — причащения Его Тела и Крови как истинного Агнца, берущего на себя грехи мира. Во время Т. В. Он "взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Причастив их таким образом Своей Плоти и Своей Крови, Он повелел им всегда совершать это таинство в Его воспоминание, как доселе и совершается оно Христианской Церковью. Вследствие такого происхождения таинства причащения оно на церковнославянском языке также иногда называется Т. В., как, например, в молитве перед причащением: "Вечери Твоея тайныя днесь. Сыне Божий, причастника мя прими" и пр. В Евангелиях о Т. В. говорится в следующих местах: Матф 26:17—35; Мар 14:12—31; Лук 22:7—38; Иоан 13—18, а также в Первом Послании ап. Павла к Коринфянам (Кор 10:16; 11:23—25). Лучшей художественной иллюстрацией к сцене Т. В. считается известная картина Леонардо да Винчи, хотя, изображая присутствующих сидящими за столом, она отступает от исторической точности.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: