Святость, Святое - это...
I ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
Святое (евр кадош; греч гагиос) - это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и неприкосновенное Святость предполагает определ связь с Богом и поэтому ассоциируется с чистотой и непорочностью - в противоположность греховности
II СВЯТОСТЬ В БИБЛИИ
1) ПОНЯТИЕ С относится исключит к Богу и в своей сущности определяется Им С - неотъемлемое качество Бога, отличающее Его от всех созданий и всего сотворенного (Исх 15:11: "Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?") С Бога проявляется как неприкосновенное, недостижимое для человека, грозное и ужасающее см Величие, а также как притягат, благодатная, благословляющая сила, как см Суд и см Милость, как праведность (см Справедливость, праведность) и (см Любовь, любить);
2) С УТВЕРЖДАЕТСЯ через Бога - Святого (Ис 6:3) и Освящающего (Иез 37:28)Человек, дело и время становятся святы, когда Бог делает их Своими, тем самым освящая Не человек творит С, С исходит от Бога; поскольку Он свят, то и нам следует быть святыми (Лев 11:44 и след; 19:2);
3) все, что называется святым помимо Бога, источника и первопричины С, обязательно связано с Ним:
а)народ ИЗРАИЛЯ - это народБожий и потому представляет собой "царство священников и народ святой" (Исх 19:6);
б) СВЯЩЕННИКИ святы потому, что избраны и освящены Богом (Лев 21:1-9); прежде всего это относится к см Первосвященнику, на золотой табличке к-рого начертано: "Святыня Господня" (Исх 28:36);
в) МЕСТА Божьего откровения святы, поскольку находятся во владении Бога, как, напр, "земля святая" вокруг горящего куста (Исх 3:5) или святой город см Иерусалим, место присутствия Бога (Ис 48:2; 52:1);
г) свято посвященное Богу ВРЕМЯ, как, напр, см Суббота(Исх 35:2), праздники Господни и праздничные собрания (Лев 23:4 и след);
д) священны ПРЕДМЕТЫ, если они служат Богу, как, напр, ковчег завета(2Пар 35:3; ср 2Цар 6:6 и след), обрядовая богослужебная утварь (Чис 31:6), жертвы (Иез 42:13), хлеба предложения (1Цар 21:4), вода(Чис 5:17), десятина(Лев 27:32), предметы одеяния священника (Исх 28:2);
е) по поводу святого пути (Ис 35:8) см Путь (II,3);
4)
а) говоря о БОГЕ Отце, НЗ использует слова из ВЗ (Ис 6:3): "Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель" (Откр 4:8) Сам Иисус в молитве обращается к Богу со словами: "Отче Святый" (Ин 17:11)Определение "святой", употребляемое в отношении Иисуса, свидет-вует о Его Божеств происхождении "Святой Дух" Божий снизошел на Марию, поэтому "рождаемое Святое" наречено Сыном Божьим (Мф 1:18; Лк 1:35) Эта сущность Иисуса проявляется, напр, в тот момент, когда бесы, подчиняясь Ему, называют Его "Святым Божиим" (Мк 1:24);
б) святыми названы см Ангелы, сопровождающие грядущего во славе Сына Человеческого (Мф 25:31), см Пророки, устами к-рых говорил Бог (Лк 1:70), а также см Апостолы и пророки, к-рым через Св Духа открыта тайна Христова (Еф 3:4 и след)Иоанн Креститель назван "мужем праведным и святым" (Мк 6:20);
в) С присуща Божьему народу НЗ, Церкви Иисуса (см Церковь, собрание, община) (Рим 11:16) Ап Павел, обращаясь к своим читателям, называет их "избранными святыми" (Рим 1:7; 1Кор 1:2), христианами, к-рые "во Христе" (Рим 8:1) и к-рые являются членами Его Тела - Церкви;
5) причастность людей (см Человек) к С как свойству, присущему Богу (Еф 4:24), - одна из главных тем НЗ, в то время как святые предметы, в отличие от ВЗ, здесь не упоминаются Выражения "святое место" (Деян 6:13) и "святый град" (Мф 27:53) употреблены в их ветхозаветном значении Иисус Христос открывается как Сын Божий, как Мессия и как см Господь Своей Церкви (Рим 1:4), ставшей отныне святым Храмом Божьим (1Кор 3:17)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: