Святой - это...

СВЯТОЙ (лат. sanctus) — в христианстве — высшая категория духовной иерархии, которую могут достичь миряне (см. Канонизация). Согласно "Православной богословской энциклопедии", в памятниках первоначальной христианской древности до середины 4 в. и даже до 5 в. как у восточных, так и у западных христиан слово "С." не было характеристикой известных в настоящее время канонизированных С., т. е. ни апостолов, ни мучеников, ни лиц, которые позже стали под именем "С." предметом особого почитания церкви. Римский календарь того времени доводит список особо чествуемых в церкви лиц до 4 в. включительно (до папы Либерия), причем ни разу не дает им названия "С.". Но уже в календарях карфагенской церкви, в 3—5 вв., при поминовении умерших, особенно чтимых церковью, слово "С." встречается часто. Хотя данной характеристики еще нет при изображении С. Иоанна Предтечи даже в 451 и встречается она при имени Предтечи не ранее, чем в 472 на изображении св. Агафьи в Риме. Причина, по которой христиане древнейших времен избегали эпитетов наподобие "С.", заключается, по ряду мнений, в том, что это слово часто употреблялось в надписях несомненно языческих, которым не хотели подражать христиане. Вместо названия "С." или вместе с ним часто стояло, при имени почитаемого церковью лица, другое прозвище — "мученик и мученица" (в одной из наиболее адекватных версий перевода). Христиане как таковые в древней Церкви (напр., в посланиях апостола Павла — см.) именовались "С.". В Евангелии святость, освящение представляются везде как свойство христианства во всех его проявлениях: "да святится имя Твое" (Матф 6:9), "Отче Святый... освяти их истиною Твоею" (Иоан 17:11, 17).

Как фиксирует православное богословие, Православная Церковь почитает С. "как верных слуг, угодников и друзей Божиих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией во славу Божию, так что вся честь, воздаваемая С., относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествует С. ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов и т. п." (Послание восточных патриархов о православной вере; ответ на вопрос 3-й). Священное Писание решительно запрещает оказывать кому-либо Божеское поклонение и служение кроме единого истинного Бога, но вовсе не возбраняет воздавать надлежащее почтение верным слугам Бога, и притом так, чтобы вся честь относилась к Нему же единому как "дивному во святых своих". В Новом Завете сам Иисус Христос, подтвердив закон: "Господу Богу Твоему поклоняйся, и Ему одному служи" (Матф 4:10), сказал ученикам своим: "Вы друзья мои, если исполните то, что Я заповедую вам" (Иоан 15:14) и засвидетельствовал пред ними: "Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня" (Матф 10:40), показывая, что честь, воздаваемая верным слугам Его и друзьям, относится к Нему самому. Начиная с 4 в. везде открыто и торжественно происходит чествование христианских С., узаконенное двумя поместными соборами того же века: Гангрским и Лаодикийским. Вместе с тем развивается и определяется само учение о почитании С.: Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Вера в обязательность и спасительность чествования С. неизменно и далее сохранялась в церкви. Согласно православию, почитая С. как верных слуг, угодников и друзей Божьих, церковь вместе с тем призывает их в молитвах не как великих богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, который "един (есть)" "посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех" (1 Тим 2:5—6; "Послание восточных патриархов о православной вере", гл. 8). Начало молитвенного призывания С. видно еще в Церкви ветхозаветной: царь Давид взывал к Богу: "Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших" (1 Пар 29:18). Апостол Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к этому прибавляет: "Много может усиленная молитва праведного" (Иак 5:16). Апостол Петр обещал верующим и после своей смерти не прерывать попечения о них (2 Петр 1:15). Апостол Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои молитвы на небе пред Агнцем Божьим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (Откр 5:8; 8:3—4). На основании Священного Писания и Священного Предания Церковь всегда учила призывать С. с полной уверенностью в их предстательстве за нас пред Богом. Это учение и верование Церкви содержится во всех древнейших литургиях, например ап. Иакова и Иерусалимской Церкви. Появившиеся в 4 в. и вошедшие в церковно-богослужебную жизнь чины литургий св. Василия Великого и Иоанна Златоуста ясно доказывают, что призывание С. в это время было явлением всеобщим. На 7-м Вселенском Соборе Отцы Церкви, рассуждая о почитании и призывании С., между прочим, постановили: "Кто не исповедует, что все святые... досточтимы пред очами Божиими... и не просит молитв у них как у имеющих, согласно церковному преданию, дерзновение ходатайствовать о мире, — анафема".

Практику поклонения С. отвергли в 16 в. протестанты. Лютер отверг почитание и призывание С. на том, главным образом, основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось их личной, непосредственной верой. По мысли Лютера, даже и прославленные С. своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому как здесь на земле отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание С. является унижением заслуг Иисуса Христа как единственного ходатая между Богом и людьми. С., по мнению Лютера, — это только замечательные исторические лица, о которых нужно вспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвою.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
1. Человек, особым образом связанный со священной реальностью: Богом, богами или богинями, духовными силами, мифическими мирами и другими аспектами священного (или трансцендентного). В конфуцианстве святость соответствует состоянию этического совершенства. Классическим примером...
Библейская энциклопедия
Андрей Первозванный, Св. (муж сильный) (Ин. I, 40) — один из 12 апостолов, сын Ионин и брат Симона Петра. Был уроженец Вифсаиды, в Галилее, и первоначально учеником Иоанна Крестителя, которого оставил затем, чтобы следовать за Господом. Когда он нашел Мессию, то тотчас же...
Энциклопедия "Религия"
ИРЕНЕЙ, святой (120/140—200/203) — ведущий христианский богослов 2 в., епископ Лугдунума (Лиона). Его работа "Против ереси" (написана на греческом языке, предположительно в 180) была посвящена опровержению дуализма приверженцев гностицизма. Согласно данным последних раскопок (...
Философский словарь
абсолютно чистый, совершенный. Образец святости дан жизнью Христа. В более широком смысле мы называем святыми тех усопших, кому уже уготовано небесное блаженство. Различают святого (приносящего свою телесную жизнь в жертву жизни духовной), мудреца (считающего добродетелью «...
Психологическая энциклопедия
Характеристика тех аспектов общества или культуры, к которым относятся с большим уважением. Это могут быть физические объекты (крест, ковчег), или духовные, сверхъестественные, или даже находящиеся на стадии становления идеи, происходящие из разделяемых всем обществом ценностей...

Поделиться:

Реклама