Священное Предание - это...
СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ — второй из двух первоисточников христианской веры. Согласно Н. И. Барсову, С. П., как и Священное Писание, есть учение самого Иисуса Христа и апостолов, преподанное ими Церкви изустно, а позже — записанное. Такими письменными свидетельствами С. П. ныне служат: 1. Символы веры древнейших поместных Церквей, каковы, символ Церкви Иерусалимской, записанный св. Кириллом Иерусалимским; символ Церкви Антиохийской, текст которого приводит в своем сочинении против Нестория Иоанн Кассиан; символ Церкви Александрийской, помещенный Александром, епископом Александрийским, в его "Окружном послании" по поводу ереси Ария (см. Ариане); древний символ Римской Церкви, сохраненный блаж. Иеронимом, и др. Все эти символы содержат в себе "апостольские догматы", "апостольскую и непреложную веру Церкви, которую церковь хранит, согласно С. П., от самого Господа через апостолов из поколения в поколение. 2. "Правила апостольские", принимаемые Восточной Церковью в качестве канонических в числе 85 (по определению Трулльского Собора), а Западной — в числе 50. Они не были написаны самими апостолами, но в них содержится несомненно практика времен апостольских; они издавна были в общем употреблении во всей Церкви, хотя собраны в одно целое не ранее 4 в. 3. Вероопределения и правила св. Соборов вселенских и тех поместных, авторитет которых признан 6-м Вселенским Собором. 4. "Исповедания веры" или "вероизложения", сделанные отдельными Отцами Церкви по разным поводам. Таковы символы св. Григория Неокесарийского, Лукиана мученика, Василия Великого, Софрония Иерусалимского, т. н. Афанасьев символ, изложение православной веры Григория Паламы, Патриарха Константинопольского Геннадия, "Православное исповедание веры" Петра Могилы и др. 5. "Деяния" вселенских и поместных Соборов. 6. Древние литургии, многие из которых происходят от апостолов. 7. Акты мучеников, особенно древнейших (св. Игнатия, св. Поликарпа и др.), составленные непосредственными свидетелями их страданий, во время которых мученики нередко подробно излагали догматы христианского учения. 8. Творения св. отцов и учителей Церкви, которые толковали древние символы или подробно излагали церковное учение: "Слово огласительное" Григория Нисского, "Огласительные и тайноводственные поучения" Кирилла Иерусалимского, "Богословие" Иоанна Дамаскина и др.; особенно много сделали св. отцы для выяснения христианского учения в своих "беседах" и "словах", произнесенных в храмах, и в отдельных "книгах", содержащих объяснение Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. 9. Древняя практика Церкви, также отчасти воспроизведенная в письменности; она касается священных времен (посты, праздники и т. п.), священных мест, священнодействий, обрядов и т. п. Православная Церковь называет С. П. устным "Словом Божиим", столь же важным в качестве источника веры, как и Слово Божие письменное — Священное Писание, и считает его необходимым руководством для правильного разумения Священного Писания. Признаки, по которым узнается истинное священное или апостольское С. П., суть: 1) внутренние или отрицательные — отсутствие внутреннего противоречия, а также противоречия другим несомненным С. П., и согласие или сообразность со Священным Писанием; 2) внешние или положительные. Истинно апостольским С. П. признается лишь то, которое, по источникам, восходит до апостолов и которое существовало в церквах, основанных апостолами, а также то, которое считали за апостольское С. П. Отцы Церкви 3, 4 и 5 вв., все или многие, в особенности же то, чего держится вся Вселенская Церковь. Смысл церковного учения о С. П. выразили еще Тертуллиан ("что у многих обретается единым, то не измышлено, а предано") и Викентий Леринский (435), который говорит: "Что все или многие единодушно и постоянно, как бы по какому предварительному соглашению своих учителей, приемлют и содержат, то должно считать вполне достоверным и несомненным... Во что всегда, везде все верили, то истинно". От священного, или апостольского, С. П. Церковь отличает предание церковное, куда относятся сочинения лиц, не авторизованных ею, по истории Церкви, а также древние и позднейшие агиографические записи местных устных сказаний. Так как в устной передаче рассказ, переходя от одних поколений к другим, видоизменяется и часто превращается в легенду, то всю область этого церковного предания Церковь относит в сферу богословской науки, а именно церковно-исторической критики, определяющей условия и признаки истинности предания.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: