Священник - это...
I ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
1) евр слово кохен - "священник" происходит от глагола кохан = "быть священнодействующим", "совершать священное служение", те приносить жертву и совершать курение в храме Видимо, первонач слово кохан означало "стоять" В Библии в этом значении данный глагол уже не встречается, но представление о С как о человеке, предстоящем пред Богом, сохранилось (ср Втор 10:8; 18:7 - правда, в этих местах Библии говорится не о С в собств смысле слова, а о левитах (см Левиты)) Нек-рые ученые считают, что глагол кохан когда-то имел значение "снаряжать", "приготавливать" (в частн, жертву), что, однако, маловероятно Наконец, в араб яз есть родств слово, имеющее значение "предсказатель" Но здесь, вероятно, речь идет о развитии общего понятия, поскольку С у большинства народов одноврем отправляли культ и сообщали указания божеств;
2) в списке придворных Давида и Соломона слово кохен обозначает, судя по контексту, чиновника, советника В 2Цар 8:18 "священниками" (в Синод пер - "первыми при дворе") названы сыновья Давида Ира Иаритянин(2Цар 20:26) также, по-видимому, занимал какой-то пост при дворе
II СВЯЩЕННИКИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
В Библии говорится, что еще Каин и Авель, Ной и патриархи приносили жертвы Богу, а в Исх 19:24 упоминаются уже С Вероятно, здесь имеются в виду люди, исполнявшие обязанности С как главы своих семейств (Иов 1:5) Особое место занимает священство см Мелхиседека У горы Синай Бог поручил Моисею посвятить в С см Аарона и сыновей Аарона см Надава, см Авиуда, см Елеазара и см Ифамара (Исх 28:1) На священнич служение были посвящены эти люди и их потомки, см Левиты были подчинены им и должны были исполнять вспомогат роль при служении в святилище(Чис 3:5-13; 8:5-22; 18:6 и след) Однако в Библии зафиксированы случаи, в к-рых уже после введения Ааронова священства жертвы Господу приносили также люди, не принадлежавшие к числу потомков Аарона Конечно, сообщения о жертвах, приносимых Давидом (2Цар 6:17) и Соломоном (3Цар 3:3 и след), не означают, что эти цари собственноручно совершали обряд жертвоприношения во всей его полноте В случаях с Гедеоном (Суд 6:17-21), Маноем (Суд 13:15-20), Самуилом (1Цар 7:9 и след; 9:12 и след; 10:8; 16:2-5) и пр Илией (3Цар 18:30-38) об этом говорится определенно Из текста Библии видно, что жертвы Господу приносили и мужчины, не принадлежавшие к семейству, к-рому Бог у горы Синай вверил священство, однако при этом следует принимать во внимание конкретные обстоят-ва (полит обстановку в эпоху судей; разрушение святилища в Силоме; отделение Северного царства от Иерусалима):
1) ТРЕБОВАНИЯ К СВЯЩЕННИКУ
С должен был быть без физич недостатков (Лев 21:17-24) В отношении культовой чистоты и вступления в брак для С действовали более строгие нормы, чем для рядовых израильтян (Лев 21; 22) В свою очередь предписания для см Первосвященника, были более строгими, чем для остальных С Все это указывало на святость Бога Израиля, а вместе с тем и на посредничество С между народом и святым Богом (см Святость, святое);
2) МЕСТА, ГДЕ ЖИЛИ СВЯЩЕННИКИ, И СОДЕРЖАНИЕ СВЯЩЕННИКОВ
В Ханаане С жили в 13 из 48 городов, выделенных для проживания левитов Все эти левит города находились близ Иерусалима, а именно в уделах Иуды, Симеона и Вениамина (Нав 21:4) С жили за счет даров, к-рые Израиль должен был приносить Господу В Чис 18:8-19 перечислено, что из жертв приношений должно было идти на содержание С Кр того, левиты, к-рые могли претендовать на "десятину из всего, что у Израиля" (см Десятина) (Чис 18:20-24), отдавали десятую часть от полученного ими как святой дар ("святыня", "возношение Господне") С (Чис 18:25-32) Израильтяне из потомков Аарона, имевшие физич недостатки и поэтому не имевшие права совершать жертвоприношения (см выше), тем не менее могли питаться от этих приношений (Лев 21:21-23);
3) ОДЕЯНИЕ СВЯЩЕННИКОВ
Во время богослужения одеяние С состояло из льняного нижнего платья, тонкого льняного хитона, пояса и головной повязки (Исх 28:40,42) С совершали службу босыми, как это видно из Исх 3:5;
4) ПОСВЯЩЕНИЕ В СВЯЩЕННИКИ
При посвящении, ритуал к-рого описан в Исх 29:1-35 и в Лев 8, в жертву за грех приносили одного тельца (ст 14-17), в жертву всесожжения - одного барана (ст 18-21) и в жертву посвящения - одного барана (ст 22-29); С кропили жертву оливковым маслом (см Помазание) Из Исх 28:41; 40:15; Лев 8:30 следует, что вместе с Аароном, как первосвященником, маслом были окроплены и его сыновья; это означает, что все С должны были принять помазание Возм, что впоследствии помазание стал принимать только первосвященникПомазание должно было символизировать посвящение С Господу через дарование ему Духа Господня;
5) ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОБЯЗАННОСТИ СВЯЩЕННИКОВ
С были посредниками между Богом и Его народом Они должны были представлять народ пред Богом, те прежде всего им надлежало служить в святилище, точнее, в Святом (см Храм) и у жертвенника всесожжения (см Жертвенник), к-рый располагался во дворе перед храмом То же касается и служения С в скинии до того времени, как был сооружен храм На жертвеннике курения, стоявшем в Святом, они должны были возжигать курение (фимиам), а на жертвеннике всесожжения, находившемся во дворе храма, - приносить в жертву животных Кр того, им надлежало заботиться о храмовой утвари и следить за тем, чтобы огонь на жертвеннике всесожжения горел постоянно Они должны были заботиться о чистоте и порядке в храме, следить за его убранством В задачу С входило возвещать сигналом серебряных труб о начале войны и о праздниках, в обоих случаях в напоминание Господу об Израиле (Чис 10:9 и след) Как посредники между Богом и народом, С должны были также представлять Бога перед народом Помимо того, задачей С и левитов было наставлять народ в Законе и выносить решения в наиб трудных спорных случаях (Лев 10:11; Втор 17:8-13; 19:17; 21:5 и след; Мал 2:7) К их компетенции относились и вопросы культовой чистоты народа (см Болезнь: проказа) По поручению Господа С должны были благословлять народ(Чис 6:22-27), а перед сражением напоминать воинам об уповании на Господа (Втор 20:2-4)
III СВЯЩЕНСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Новый Завет ничего не говорит о существовании в христ церквах священства по образцу ВЗ Но одной из центр в НЗ является идея о том, что Бог свят, те отделен от всего созданного Им (см Святость, святое), и что поэтому необходим см Посредник между Богом и человеком И таким посредником является Иисус ХристосПуть к Богу ведет только через Него (Ин 14:6) Поэтому Христос назван "священником вовек по чину Мелхиседека" (Евр 5:6; 7:17,21), "верным Первосвященником пред Богом" (Евр 2:17), "Первосвященником великим" (Евр 4:14), "Первосвященником навек по чину Мелхиседека" (Евр 6:20), "Первосвященником святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников и превознесенным выше небес" (Евр 7:26), "Первосвященником будущих благ" (Евр 9:11), "великим священником над домом Божиим" (Евр 10:21) Поскольку Иисус пребывает вечно, Он имеет "священство непреходящее" (Евр 7:24) Церковь Иисуса Христа имеет священнич предназначение возвещать миру о Господе Павел говорит о "священно-действии благовествования Божия" (Рим 15:16) Церковь избрана для служения своему Господу, и каждый верующий, предоставляя себя в распоряжение Бога, приносит себя в живую жертву Ему (Рим 12:1) В этом смысле о Церкви говорится как о "священстве святом", "царственном священстве" (1Пет 2:5,9) Согл Мф 16:19; 18:18; Ин 20:23, Иисус дал Своим ученикам власть от Его имени прощать грехи, равно как и отказывать в их прощении Эта власть вверена не избранным С, а всей Церкви как "священству святому" и каждому верующему как С Бога (Откр 1:6)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: