Свобода, Свободный - это...
I ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
Дать определение С, можно исходя из ее противоположности Раб, как и пленный, не может распоряжаться собой - ни своим временем, ни своими поступками, - им распоряжаются другие Следовательно, быть свободным - значит не быть рабом, никому не подчиняться и ни от кого не зависеть С - это особое отличие, к-рое дается либо от рождения, либо приобретается заслугами (так было, напр, у римлян) В странах греко-рим культуры С являлась неотъемлемым правом каждого гражданина, отличавшим его от представителей низших социальных слоев и порабощ народов, к-рые гражданами не считались Нек-рые философы, напр стоики и киники (циники), придавали понятию С особое значение Их наивысшей целью было достижение абсолютной независимости, освобождение даже от страха смерти Однако лишь немногие, как, напр, Диоген и Сократ, действительно достигли состояния полного душевного спокойствия и внутр уравновешенности, те обрели ту самую С, к-рую провозгласили своей философией
II БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ
Согласно Библии, освобождение от греха делает человека свободным для служения Богу (Рим 6:7,18,20, 22; 7:6)
А ВНЕШНЯЯ СВОБОДА
1) лишь немногие страницы истории Израиля рассказывают о днях независимости Гораздо чаще народ находился под гнетом чужеземных правителей В эти тяжелые времена евреи мечтали о С (Пс 13:7), особенно это касается периода вавил плена (Пс 125:1; 136:1 и след)Народ ВЗ воспринимал С как великий дар Божий, о к-ром можно и нужно просить Дарителя всех благ Отношение израильтян к рабам и пришельцам свидет-вовало о том, сколь высоко они ценили С Рабы-евреи не должны были оставаться рабами в течение всей жизни (Иер 34:9; см Раб, рабыня, раба) Если Бог лишал человека или народ С, значит вершился суд Божий(Втор 28:58 и след);
2)Иисус не осуждает стремления к С, Он отвергает лишь насильств достижение ее Иисус не отвергает и обостренное чувство С, заставлявшее смотреть на римлян как на поработителей Он предостерегает от переоценки земной С в ущерб истинной С, даруемой Им Самим (Ин 8:31 и след; ср 1Кор 7:22) Хотя Благая Весть провозглашает принципы, необходимые для создания такого гос устройства, при к-ром, на основании всеобщего подобия Богу, каждый может быть свободным, тем не менее НЗ отражает весьма реалистичный взгляд на отношения между рабами и свободными людьми Поскольку, в ожидании скорого Второго пришествия, социальные вопросы представлялись малозначительными, то и вопрос о реальной форме гос устройства, более всего соответствующей библ представлению о человеке, является в НЗ второстепенным Центральное место занимает вопрос об отношениях между Богом и человеком, те о свободе от греха и спасении Из этого, однако, не следует, что человек, живя на земле, не должен добиваться справедливости в обществ отношениях
Б СВОБОДА БОГА
С - сущность Бога Он - Тот, Кто совершает все "по изволению воли Своей" (Еф 1:11) Творя или спасая, Бог совершенно свободен (ср Рим 9:14 и след) Люди заблуждаются, полагая, будто обетования Иисуса, относящиеся к молитве, дают им возможность манипулировать Богом; нельзя заставить Бога исполнять чью-то волю Человек не может и не должен посягать на С Божьего волеизъявления и Божьих деяний см Святость
В СВОБОДА ВЫБОРА
Сотворив человека по Своему образу и подобию (Быт 1:27), Бог наделил его свободной волей В результате грехопадения (Быт 3:1 и след)человек, преступив назнач ему Богом границы (Быт 2:16 и след), не обрел С (Быт 3:5), а утратил ее И теперь он мог принимать самостоят решения только в вопросах внешней жизни Эта область отношений, огранич "чистым разумом", довольно обширна Здесь можно достичь "разумного" гражданского порядка и внешней справедливости (ср с антич философией) Но человек не может обратиться от греха, опираясь исключительно на свои собств силы, не может изменить свое сердце и свою сущность, так как он отчужден от познания Божьих дел и Божьей воли (Быт 6:5; 8:21; Ин 3:6; 1Кор 2:14; Еф 4:18; 5:8) и живет по воле князя тьмы, вследствие чего подлежит Божьему суду (Еф 2:2 и след) Только Триединый Бог - Отец(Ин 6:44,65), Сын (Ин 8:36) и Св Дух (Ин 6:63) - может обращать сердца, "оживотворять мертвых по преступлениям" ("природный" же человек должен умереть, Рим 6:4; Еф 2:5) Только призыв Бога возвращает человеку С, к-рая позволяет ему проявить послушание и снова обратиться к Богу (Ин 1:11 и след) Человеку необходимо откликнуться на Божий призыв, "производящий хотение и действие" (Флп 2:12 и след) В соотв с этим следует понимать и другие места Библии, где звучит призыв к человеч воле (Исх 20:2 и след; Нав 24:14; Иез 18:31; Деян 2:40; 2Кор 5:20) и выражается неприятие человеч несвободы Человек постоянно сохраняет С воспротивиться Богу, остаться глухим к слову Божьему, встать на сторону князя тьмы и тем самым избрать Божье проклятие (Мф 23:37) Бог наказывает таких людей и спрашивает с них за их неверные решения (см Избрание, III)
Г СВОБОДА ОТ ГРЕХОВНОГО ПЛЕНА
Свобода от греховного плена см Грех - это рабство, плен(Ин 8:34) Совершив грехопадение, человечество стало несвободным (см выше) Трагизм положения заключается в том, что большинство людей не подозревает, что в то время как они считают себя свободными, они на самом деле порабощены грехом и смерть их неизбежна Кто, подобно блудному сыну, вовремя очнется от сна и предаст себя в руки единств Освободителя и Помощника, кто, пройдя путь блудного сына, примет решение (ст 18), раскается и исповедует грехи (ст 21), тот возвратится в отчий дом, обретя через веру С и радость (ст 24) Это - путь к С, путь к Тому, Кто дарует С (Ин 8:36)Иисус - Победитель греха, смерти и дьявола (Кол 2:15; Евр 4:15 и след) Всех, кто следует за Ним, Он "призывает к свободе" (Гал 5:13), к-рую Он дарует (ст 1) Обретшие С стали рабами Божьими (Рим 6:18) Достижение этого нового состояния связано с изменениями отношений между людьми (Гал 3:28) Окончат С человек обретет после смерти, покинув царство князя тьмы (Ин 14:30)
Д СВОБОДА ОТ ЗАКОНА
Христос освобождает людей не только от грехов против Закона, но и от самого Закона Кто живет "во Христе" (Рим 8:1), тот живет не по карающему Закону, а по милующему (Рим 10:4)Ученики Иисуса более не подчиняются Закону (Гал 2:19) Рабы Закона стали свободными детьми Божьими (Гал 4:6 и след), к-рые не должны позволить снова взвалить на себя бремя грехов и рабства Если же они сделают подобное, то заново подчинятся "детоводительству закона" (Гал 3:24) и принизят роль Иисуса, представив Его вторым Моисеем, установившим вместо древнего закона новый(Гал 5:1) С от Закона, однако, не означает отмены Божьих заповедей Заповеди Божьи остаются в силе, поскольку были дарованы человеку еще до его грехопадения (Быт 1:28; 2:16 и след)
Е СВОБОДА ОТ ОКОВ СМЕРТИ
Христиане тоже смертны, но они умирают с уверенностью в своем будущем: у них есть Господь, Который разрушил оковы смерти и распахнул дверь в новую жизнь (1Кор 15:55; 2Тим 1:10; Евр 2:14) Пока мы смертны, эта С, как и С от греха, не является нашей неоспоримой собственностью За нее нужно бороться, ее нужно отстаивать, несмотря на все искушения Но в вечности эта С, тенью к-рой являются земные С (Кол 2:17), станет совершенной И "вся тварь освобождена будет от рабства" (Рим 8:21)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: