Свидетель, Свидетельствовать, Свидетельство - это...
I В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) понятие "свидетель" в ВЗ относится к правовой сфере и обозначает человека, дающего показания в ходе судебного разбират-ва как в пользу защиты, так и в пользу обвинения; последнее, однако, встречается чаще (Чис 5:13; 35:30) Кр того, упоминаются С договора (Иер 32:10), которым не обязательно был человек: в этой роли мог выступить и к-л предмет, "присутствовавший" при заключении договора и служивший символич напоминанием о происшедшем (Быт 31:48; Нав 24:27; Руфь 4:7; Ис 19:20) От человека, выступавшего в качестве С, требовалась абсолютная правдивость (Исх 20:16; Втор 5:20), поскольку приговор судьи полностью основывался на его показаниях (института обвинителей и защитников не существовало) Для вынесении смертного приговора требовались совпадающие показания двух или трех С (Втор 17:6), причем ответ-сть С повышалась тем обстоят-вом, что, напр, при побивании камнями именно они должны были первыми бросить камни (ст 7) Если было доказано, что С дал ложные показания, его постигало наказание, к-рое предусматривалось для оговор им человека (Втор 19:16 и след);
2) сформиров в повседневной практике образ С был затем перенесен на Бога Поскольку Господь праведен, то там, где правомерность к-л дела или высказывания должна была быть установлена с особой тщательностью, Его призывают как правдивого С (Быт 31:50; Суд 11:10; Пс 88:38), при этом призывающий в С Бога предает себя на Его суд: в благословение себе, если он действительно прав, или в проклятие себе, если выдаваемое за правду оказывается ложью Кр того, Бог изображается как С, Который Сам выступает за или против к-л (Руфь 1:21) или через Своих пророков повелевает свидет-вовать за или против к-л (4Цар 17:13) Слово Божье есть свидет-во, что означает: сказанное Им всегда истинно, те соответствует действит положению вещей, фактам Поскольку человек живет всяким словом, исходящим из уст Господа (Втор 8:3), - или не живет, если не слушает это слово, то понятие "свидетельство" больше, чем другие понятия, соответствует ответственности, заключ в Его слове и проповеди: это свидет-во к жизни, дарующей оправдание перед Богом, или свидет-во к осуждению Человек либо принимает правду Божью, либо терпит крушение, отвергая ее Понятие "С" не распространяется на проповедников слова Божьего Только Бог есть С, чье свид-во имеет решающее значение в суде над грехом Даже пророки, благовествующие о свидет-ве Божьем, нигде в ВЗ не называются С, это свидет-во - исключит свидет-во Бога о Самом Себе, а не свидет-во человека о Боге Исключением является только Израиль(Ис 43:9-13; 44:7-11) На великом суде Господа над народами Израиль должен свидет-вовать о Боге и доказать Его превосходство над "богами" на примере собственной истории
II В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) в книгах НЗ также говорится о С перед судом (Мф 26:65; Мк 14:63; Деян 6:13), причем принципы ветхозаветного правосудия (см Правосудие) полностью сохраняются (ср Мф 18:16; 2Кор 13:1; 1Тим 5:19) Но в НЗ о С говорится также и в религ смысле Еще из ВЗ известно призывание в С Бога для подтверждения правдивости своих слов или справедливости своих поступков (ср Рим 1:9; Флп 1:8; 1Фес 2:5); это может обернуться призыванием на себя проклятий в том случае, если дела или слова окажутся ложными (2Кор 1:23);
2) новым в НЗ является то, что С фактов становятся и С истины, те они, подтверждая фактич сторону события, тем самым свидет-вуют и о его значении как об откровении Божьем Воскресший Спаситель открывает ученикам понимание Писаний и говорит: "Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима; вы же свидетели сему" (Лк 24:46-48) То, что надлежит засвидет-вовать здесь, представляет собой историч факты, но эти факты имеют и собств значение, к-рое должно быть возвещено и принято в вере Свидет-во о фактах и свидет-во об истине совпадают Однако вначале следует засвидет-вовать факты, поэтому Иисус превращает Своих см Учеников в С (Ин 15:27; Деян 1:22; 13:31), к-рые, являясь истинными С юридич смысле, становятся особыми С Иисуса благодаря тому, что, свидет-вуя о фактах, добавляют к этому свидет-во веры (ср Деян 2:22-24; 4:10; 1Ин 1:1-3; 4:14) Особенно свидет-во веры проявляется в словах и делах Павла, ставшего С того, что он видел и слышал на пути в Дамаск(Деян 22:14 и след) и позднее (Деян 26:16) Из этого следует, что истинное свидет-во о Христе, даже если оно исходит из историч фактов (ср Деян 26:26), возможно только через свидет-во Господа, "ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества" (Откр 19:10; ср Ин 15:26; 1Ин 5:6) Как Бог свидет-вовал о Себе в Иисусе (ст 9), так Иисус в словах и делах свидет-вовал об Отце (Ин 1:18; 3:11,32; 5:36; 10:25), Который был в Нем (Ин 14:10 и след) Основанием же всякого христ свидет-ва является то, что Бог даровал верующему вечную жизнь и что в нем обитает Сын Божий(1Ин 5:9-12): "Христос в вас, упование славы" (Кол 1:27);
3) свидет-во в новозаветном значении не может ограничиваться лишь сообщением о фактах или передачей услыш и прочит Свидет-вовать следует только о жизн реальности, к-рая может включать в себя даже смерть С как последнее подтверждение истинности его свидет-ва (ср Деян 22:20; Откр 2:13; 17:6) И в этом раб не выше своего Господа (Мф 10:24; Ин 15:20; ср Мк 10:39; 1Ин 5:6), верного и истинного С (Откр 1:5; 3:14)
Поделиться: