Сведенборг - это...

СВЕДЕНБОРa (Swedenborg) Эмануэль (1668-1772) - шведский ученый-естествоиспытатель и теософ-мистик С 1729 - член Упсальского Научного общества, с 1734 - почетный член Санкт-Петербургской Академии наук Родился в семье епископа Получил образование в университетах Швеции, Англии, Голландии, Германии и Франции Автор многочисленных трудов по горному делу, минералогии, металлургии, физике, химии и математике По инициативе Карла XII был приглашен на должность чрезвычайного асессора Королевской горной академии Многогранность эрудиции и широта научных интересов С проявились также в его гуманитарных исследованиях (академическая диссертация об изречениях римских философов, 1709), в предложенной шведскому сейму оригинальной модели государственной финансовой системы, в различных конструкторских разработках (о летательных аппаратах с жестким крылом, воздушных насосах и др) Первым ввел в Швеции в научный оборот дифференциальное исчисление, автор сборника латинских стихотворений и первого в Швеции учебника алгебры Под влиянием идей Декарта, Локка и Ньютона на базе обширного естественнонаучного материала С строит математически фундированную системную картину мироздания Исходную теоретическую модель, описывающую неорганическую природу как единый отлаженный механизм (1734-1740), С впоследствии (1741-1744) распространил на животный мир и человека, предвосхитив тем самым многие идеи "Человека-машины" Ла-метри С также пытался экстраполировать механистические объяснительные приемы и на психологическую проблематику (проблема соотношения души и тела, взаимодействия эмоционально-волевых и интеллектуальных компонентов сознания и тп) Однако, попытка включить духовную сферу в механическую мировую схематику оказалась ввиду своего редукционизма неплодотворной, что С, отождествлявший в силу исторических причин науку с механикой, трагически воспринял как крах научного метода В 1744 в творческой биографии С происходит радикальный перелом: завершается естественнонаучный ее период и начинается мистико-спи-ритуалистический После ночного "видения" С объявляет себя "духовидцем", постигшим в озарении свое подлинное предначертание: дать истинное истолкование Библии и основать церковь "Нового Иерусалима" Безусловно, кризис механицизма не явился единственной причиной столь крутого мировоззренческого перелома 18 в в целом проходит в Швеции под знаком широкого распространения эзотерических учений - формируется специфическая культурная атмосфера с установкой на оккультизм Свою роль сыграли и причины сугубо личного свойства: обет безбрачия, данный С после разрыва помолвки, негативно сказался на его здоровье (дневниковые записи свидетельствуют, что большинство видений возникало именно на этой почве) Кроме того, С мог с помощью произвольной задержки дыхания сознательно вызывать у себя галлюцинации В контексте спиритической практики С демонстрировал своего рода парапси-хологические способности, в частности - экстрасенсорное восприятие Согласно сведениям, собранным Кантом, в 1756, находясь за 50 км от Стокгольма, С детально описал как возникновение, так и ход тушения знаменитого стокгольмского пожара По свидетельству русского посланника при шведском дворе графа Мусина-Пушкина, С по просьбе королевы Луизы Ульрики пересказал ей подробности ее секретного разговора с братом Тем не менее, существуют веские основания, в силу которых С нельзя отнести к традиционным каноническим мистикам Прежде всего, мистика как принятый в религиозной традиции способ непосредственного познания истины в акте божественного откровения противостоит схоластике как способу познания Божественной истины через текст (слово Священного Писания или "книга природы" как творения божьего) В этой связи одним из основоположений мистицизма является презумпция неинтер-субъективности мистического опыта: непосредственно чувственное "узрение" истины в акте божественного откровения невыразимо в земном языке О "сладости лицезрения лика господня" можно либо молчать либо - в крайнем случае - попытаться косвенно и неполно передать мысль о ней посредством метафоры или иносказания Раняя мистика вообще отвергала текст как таковой, а классическое франци-сканство видело препятствие к откровению не только в книжной учености, но и в грамотности вообще Возникшая же в поздней мистической традиции литература явно тяготеет к поэтико-метафорическим жанрам С же был ориентирован именно на текст Он работает как ученый-лингвист, осуществляя свой авторский перевод Библии с подлинника Им написано без малого 40 томов теологических сочинений, причем теология С никак не может быть отнесена к характерной для мистики апофатической теологии, пытающейся "сказать о Боге" посредством негативных его определений Труды С с очевидностью принадлежат катафатической теологической традиции С создает спиритуалистическую модель мироздания, несущую в своем содержании следы позднего неоплатонизма и столь же масштабную, каковой была его прежняя механистическая мировая модель В основе теософской системы С лежит учение о так называемых "коррес-понденциях", те точном соответствии естественных и сверхъестественных явлений, что обеспечивает единство мироздания С точки зрения С, земной мир соответствует духовному, поскольку является производным от него; генетически же оба эти мира восходят к миру Божественному Человек является местом пересечения двух миров, так как в нем представлено как духовное, так и естественное начала; однако, по сути своей, человек есть дух Дух остается в теле до тех пор, пока функционирует сердце, ибо сердце является вместилищем любви По определению С, любовь есть духовное соединение двух личностей в одну, причем более совершенную Это обусловлено тем, что любой дух складывается из таких компонентов, как разум и воля: "мужчина рождается для того, чтобы быть разумным (мыслить по разуму)", а женщина - "для того, чтобы быть под началом воли (мыслить по воле)" И поскольку в каждом индивидуальном духе обнаруживает себя диспропорция элементов (преобладания разума у мужчины и воли у женщины), то при духовном соединении двух личностей в одну мужчина вносит в нее свой избыток разумного начала ("действует как разум"), а женщина - эмоционально-волевой избыток И если каждый из двух исходных духов был диспропорционален, то в любви разум и воля приходят в состояние гармонии Теологические труды С не просто систематичны - они наукообразны как по своей архитектонике, так и по проблемам содержания Так, в трактате "О небесах" он подробно и с почти физиологичной скрупулезностью описывает механизм выхода души из телесной оболочки, выстраивает модель пространственных и временных характеристик небесного устройства, не забывая задать географо-топографические параметры "четырех стран света на небесах", анализирует механизм управления Богом рая и ада, специальные главы посвящены особенностям коммуникаций между ангелами и даже специфике ангельской речи С писал на латыни, и его язык отличается не только изяществом стиля, но и точностью естествоиспытателя Образчиком его текста может служить обсуждение им проблемы, которая три века спустя будет названа проблемой существования внеземных цивилизаций: "Я говорил с духами о том, что человек по разуму и науке своей мог бы знать, что земель много и что они обитаемы людьми Что планеты, принадлежащие нашей солнечной системе и вследствие того видимые для наших глаз, суть земли, можно прямо заключить из того, что они тела, состоящие из земного вещества, ибо отражают солнечный свет и, усматриваемые в телескоп, кажутся не огненными звездами, но землями, покрытыми светом и тенью; можно заключить это еще из того, что они, подобно нашей земле, носятся вокруг солнца и, направляясь по зодиаку, образуют вокруг себя годы и времена их, и что они, кроме того, вращаются, как и наша земля, вокруг своей оси, образуя через это дни и времена их; сверх того, при некоторых планетах есть луны, называемые спутниками, которые в определенные сроки вращаются вокруг планет своих, как луна вокруг нашей земли Какой же человек, знающий все это и мыслящий по рассудку, может сказать, что это одни необитаемые тела?" Будучи чрезвычайно заметной фигурой своего времени, С подвергался самым различным оценкам Кант, например, выступил с резкой и уничтожающе остроумной критикой его мистической системы ("Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика", 1765) Однако, для спиритуалистической философии и теософии С по сей день остается признанным авторитетом Первая группа последователей С возникла в Стокгольме еще при жизни мыслителя Сразу же после его смерти в Швеции было создано специальное общество, ставившее своей целью развитие учения С В начале 20 в в мире насчитывалось уже более двухсот общин его последователей (из них 116 в США и 65 в Великобритании) В настоящее время сведенборгианская церковь "Новый Иерусалим" функционирует во многих европейских странах, а специальный фонд занимается изучением, изданием и распространением его теософских произведений Учение С оказало ощутимое влияние на философские концепции Р Эмерсона, С Колриджа, BC Соловьева


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(Эммануил Svedenborg, 1688 - 1772 гг.) - ученый натуралист, впоследствии духовидец и самый замечательный (после Якоба Бема) теософ новых времен, основатель доныне существующей в разных странах (особенно в Англии и Америке) секты сведенборгиан. Отец его, Эспер Сведберг не...

Поделиться:

Реклама