Субири (zubiri) Хавиер - это...
(1898-1984) - исп. философ. В учении С. объединены экзистенциально-феноменологические идеи и положения религиозной философии томистской ориентации. Интенциональность понимается им как обращенность человеческого бытия к миру и к стоящему за ним Абсолюту, к Богу. Выдвинутое С. понятие - связи человека с божественным началом, "религации" (religacion) - предстает как основа антипозитивистского утверждения связи человека с миром в его единстве. Проблему Бога он истолковывает как проблему смысла мира. С. выступил против ориентации философии на научно-позитивистский тип мышления, важнейшей чертой которого является утверждение равной значимости всех типов знания. Неприемлемость этой позиции С. объяснял тем, что из нее вытекает такое понимание природы истины, при котором человек становится обладателем множества рядоположенных истин, но теряет "Единую Истину" о мире и человеке. В этом случае методы науки превращаются в простую метатехнику, переставая быть путями, приводящими к истине. Восстановление картины единого, целостного и упорядоченного мира С. связывал с возвращением к философии как метафизике, прообраз которой он видел в томистской версии философии Аристотеля. Особое место в учении С. занимает проблема реальности. Он критиковал Гуссерля за то, что тот не придавал подобающего значения связи интенционального сознания с реальностью, а также за отделение сущности от мира фактической реальности, в результате чего реальность в гуссерлевской системе была "потеряна". Вместе с тем С. выступил с критикой истолкования реальности современным естествознанием, которое, по его мнению, обращено не к реальности в целом, а к ее проявлениям в форме объектов познания человека. В 80-е годы С. публикует работы, в которых анализирует структурные моменты познания реальности. С. выделил ее первоначальное понимание (актуализацию) чувствующим умом; соотношение реальных вещей в логосе; движение от реальной вещи к "чистой" и "простой" реальности как таковой, осуществляемое разумом. Учение С. Представляет собой, таким образом, антипозитивистский вариант современного томистски окрашенного "реализма". Naturaleza, historia. Dios. Madrid, 1944; Sobre la esencia. Madrid, 1962; Dimension historica del ser humano. Madrid, 1974; Inteligencia sentiente. Madrid, 1980; Inteligencia у Logos. Madrid, 1982; Inteligencia у razon. Madrid, 1983.
Поделиться: