Субъект И Объект - это...

СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ (лат subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectum - предмет) - фундаментальные категории философии С - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О Соответственно О - то, что находится в зависимости от С и лишено самостоятельной сущности Понятия С и О не стоит ассоциировать с производными от них категориями "субъективного" и "объективного" В данной связке более самодовлеющую природу имеет "объективное", в то время как О, напротив, вторичен по сравнению с проецированными на него онтологическими, гносеологическими или праксеологическими характеристиками С Понятия С и О имели различную интерпретацию в историко-философской традиции В античной философии понятие С преимущественно использовалось как одно из обозначений материальной субстанции, субстрата, тогда как О соотносился с конкретным видимым предметом Средневековая схоластика во многом воспроизвела античную трактовку С и О, признав за С онтологические параметры материальных вещей, а за О - производные человеческие образы С Своеобразная гносеологизация С осуществляется в философия Нового времени Декартовское "мыслю, следовательно существую" в качестве наиболее безусловного и достоверного начала бытия провозгласило cogito, рациональное мышление Именно разум выступает здесь в качестве гаранта внешней действительности, ее сущностных характеристик и объективности При этом О задан через представление, в контексте которого С наделяется безусловными полномочиями "ставить перед собой" те феномены бытия, которые он считает безусловно истинными и которые могут выступать отправными точками для последующего философского или научного анализа Особый онтологический и гносеологический статус С в новоевропейской философии, тем не менее, был сопряжен с рядом парадоксов, обусловленных пониманием С как конкретного, эмпирического начала Если человеческий разум субстанциален по отношению к эмпирической действительности, а человек как носитель разума - всего лишь ее отдельный фрагмент, то где же искать критерии его истинности? Если же разум, также как и сам человек, про-изводен от опыта, то каким образом можно объяснить его всеобщий характер и тождество познающей личности (единство С и О в самосознании)? Попытку решения этих вопросов предпринял Кант, введя понятие "трансцендентального С", воплощающего в себе чистые, внеопытные формы познания и обуславливающие содержание знания отдельных эмпирических С При этом трансцендентальный С изначально задан как единство апперцепции (самосознание), где тождество С и О обусловливает одновременно и его творческие возможности в познании, в общезначимость диктуемых им истин Проблему С и О по-новому рассматривал Гегель, который показал их культурно-историческую динамику, их про-цессуальность и взаимозависимость в познавательной деятельности Основной лейтмотив неклассической философии связан в акцентировкой творческого статуса С, детерминирующего соответствующие структуры объективной действительности При этом С выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей и творческой деятельности В марксизме понятие С предполагает прежде всего социально-исторического С практической деятельности, которая опосредует его отношения с объективной реальностью и в которой воплощается искомое тождество С и О Для феноменологической традиции С выступает как "чистое сознание" в единстве его рефлексивных и дорефлексивных процессов, интенциональ-ные установки которого вносят индивидуальный смысл в бытие объектов И, наконец, своеобразие С познания в неклассической философии связано с представлением об его детерминированности целым рядом внерациональных и некогнитивных факторов (например, идеологии, языка, бессознательного и тп) Если неклассическая философия некоторым образом абсолютизирует творческие возможности С, то постклассика и постмодерн предпринимают своеобразную попытку теоретической реабилитации О Провозглашая "смерть С", постструктурализм характеризует его не столько как творца, сколько как комбинатора отдельных объективных элементов, растворяющего себя в контексте их процессов и соединений


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectura - предмет) - фундаментальные категории философии. С. - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. - то, что находится в зависимости от С. и лишено...

Поделиться:

Реклама