Структурная Лингвистика - это...
- категория, позволяющая приоткрыть завесу над механизмами создания и передачи информации от человека человеку, а также “промывания мозгов”. Например, бессмысленная фраза "Глокая куздра будланула бокра и кудрячит бокренка" после некоторого размышления позволяет сказать, что в ней говорится, вероятно, о некотором существе "куздре", которое что-то совершило с другим существом "бокром" и делает нечто длительное с третьим - "бокренком". Или возьмем другой вариант толкования, например, из области переработки льна: какой-то механизм "куздра" оказал воздействие на некий объект "лен" и работает с его частью "льняным волокном" - теребит лен. Хотя образ все-таки тяготеет к животному миру. В основе описанных феноменов лежит особенность создания и обработки информации, обусловленная ограниченностью как интеллектуальных ресурсов человеческого организма (в частности мозга), так и жизненных сценариев. В физиологии (теории стресса) существует такое понятие, как "неспецифическая реакция организма", заключающаяся в том, что на достаточно разнообразное и большое количество видов воздействия внешнего мира организм отвечает относительно меньшим (даже весьма малым) количеством реакций (выбрасывается в кровь адреналин, повышается частота сердцебиения, усиливается потоотделение и т.п.), то есть организм "обобщает" физическое воздействие (фактически это - процесс создания информации). Точно так же в силу ограниченности своих ресурсов любая интеллектуальная (информационная) система вынуждена все упрощать (опять можно применить термин "обобщать"), выискивать уже известные вещи или части (образы), приводя их тем самым к ранее найденному виду, "удобному" для хранения и "дешифровки". При этом она находит "смысл" и "образ" там, где его, возможно, и нет. К разделу структурной лингвистики (способности информационной системы находить смысл там, где его нет) мы отнесем и различные отношения типа "правда-ложь" (см. структура лжи, заказная статья), широкое использование недоопределенных понятий (свобода, равенство, рынок и т.п.), ассоциативную замену вещей (рассмотрение, например, в достаточно серьезных речах и даже документах государства в виде дома или организма) и т.п. Ассоциативный блок. При более длительном и глубоком размышлении становится ясно, что эффекты, подобные вышеописанному, лежат и в основе искусства (музыка, поэзия, живопись, театр, кино, виртуальная реальность и т.п.).
Поделиться: