Стимульный Барьер - это...
(STIMULUS BARRIER)Введенное Фрейдом (1920) понятие, обозначающее 'щит, укрывающий от стимулов' (Reizschutz) и оберегающий психический аппарат ребенка от особенно интенсивных внешних стимулов. Фрейд выдвинул постулат о том, что травматический невроз может быть обусловлен 'пробоиной', возникающей в предохранительном щите под воздействием достаточно сильного возбуждения. Позднее Фрейд предположил (1938), что этот щит представляет собой особое порождение Оно, действующее кок посредник между Оно и внешним миром, то есть выступающее как предшественник Я.Высказывания Фрейда по поводу предохранительного щита противоречивы. Судя по некоторым фрагментам, он выполняет экранирующую функцию, снижая исходную интенсивность стимулов, но не отражая их в целом. Неясно, рассматривал ли Фрейд щит как активное или пассивное образование.Наблюдения над младенцами показывают, что нормальный новорожденный активно ищет стимулы и способен воспринимать и различать многочисленные внешние стимулы и реагировать но них селективно и адаптивно без травматических проявлений. В настоящее время считается, что новорожденный обладает не стимульным барьером, а 'врожденным и продолжающим развиваться селективным экранирующим механизмом, при определенных условиях принимающим стимулы определенного типа и интенсивности и отвергающим остальные в зависимости от их качественных и количественных характеристик'. Мозг и психический аппарат можно рассматривать как '...системы переработки информации с врожденной тенденцией осуществлять поиск и реагировать но стимулы, активирующие и обеспечивающие возможность такого функционирования', а также обеспечивающие объектную привязанность (Esman, 1983, с. 204).
Поделиться: