Стимульно-инструктивная ситуация теста - это...
Стимульно-инструктивная ситуация теста — комплексная характеристика теста, отражающая особенности инструкции, характер и тип теста, стимульного материала и особенности оценивания полученного результата.
Понятие С.-и. с. т. введено Р. Кэтеллом и Е. Варбуртоном (1967) и лежит в основе предложенной ими таксономии психодиагностических методик. Выделяется тринадцать параметров, характеризующих типы С.-и. с. т. и, соответственно, варианты конструкции тестов: 1. Ориентированность теста на фиксацию наличия или отсутствия реакции на стимул (напр., тесты чувствительности к боли, тесты на время реакции и т. д.). 2. Наличие ограничений или неограниченное разнообразие ответов, способов реагирования (напр., можно сравнить опросники с дихотомическим выбором ответа и Роршаха тест). 3. Наличие вариантов выбора решения или свободно продуцируемый ответ. Примером свободных ответов являются те, которые дает обследуемый в тесте тематической апперцепции. 4. Наличие в тесте единичных или повторяющихся ответов (напр., тесты скорости). 5. Упорядоченная или неупорядоченная последовательность ответов (напр., от испытуемого может требоваться выполнение теста в строгой последовательности от первого до последнего задания, и, напротив, может допускаться свободный выбор решаемых задач). 6. Однородность или разнородность ответов (некоторые тесты состоят из заданий единого типа, в других, напр., тестовые батареи, задания могут отличаться по своему характеру). 7. Свободное или ограниченное время решения. 8. Завершенность (окончательность) реакции или реагирование на реакцию. Испытуемый либо непосредственно реагирует на материал теста, либо на свою собственную реакцию, например, тот или иной стимул как-либо оценивается, вызывает ассоциации или воспоминания. 9. Наличие явного или неявного смысла заданий. Некоторые тесты не имеют никакого вне их лежащего значения (напр., измерение времени реакции). В то же время там, где интересуются мнением о чем-либо, такое значение всегда присутствует. 10. Представление теста в виде отдельных заданий или целостное представление. Речь идет о различиях между тестами, состоящими из дискретных задач или же из единственного задания. 11. Психологическая сущность действия, необходимого для выполнения теста. Этот параметр учитывает, требуется ли для ответа знание (напр., верное суждение), мнение, опознание или распознание. 12. Различия в субъективной приемлемости в ситуации тестирования. 13. Различия в свободе выхода из ситуации тестирования.
Приведенные таксономические параметры теоретически обуславливают существование 13 типов С.-и. с. т. Дополнительно к параметрам, описывающим характеристики стимулов и инструкции, выделяется шесть характеристик оценивания результатов теста:
1. Объективность — субъективность оценивания.
2. Оценка целостного поведения или отдельных реакций.
3. Регистрация одного правильного (или возможного) ответа, либо классификация разнообразных ответов (параметрическое или непараметрическое оценивание). Параметрически раскрывается время, количество ошибок, повторений и т. д. Непараметрически оценивается количество и разнообразие классов ответов. Непараметрическое оценивание свойственно многим тестам креативности.
4. Анализ общего количества ответов или их части, соответствующей некоторому критерию (напр., опросники личностные).
5. Наличие единого однородного показателя или различных относительных показателей. Единый показатель возможен при оценке теста в целом, как, напр., в случае личностных опросников.
6. Разнотипные относительные показатели определяются в следующих формах: различия во времени выполнения первой и второй частей теста (напр., Корректурная проба); запоминание материала при обычных условиях и при отвлекающих обстоятельствах и т. д.
7.Нормативное оценивание. С учетом общего количества приведенных параметров теоретическое число возможных вариантов С.-и. с. т. составляет 13 x 6= 78 типов. Согласно Р. Кэтеллу и Е. Варбуртону, для использования в практике конструирования тестов особую важность имеют 64 варианта, полученные из трех наиболее важных ситуаций и параметров оценивания, генерирующих по восемь возможных вариантов.
Л. Ф. Бурлачук
Поделиться: