Степун - это...

СТЕПУН Федор Августович (1884-1965) - русский философ, культуролог, историк, писатель Учился философии в Гейдельбергском университете у Виндельбанда (1902-1910) В 1910 защитил докторскую диссертацию по историософии В Соловьева Один из редакторов журнала "Логос", выходившего в России в 1910-1914 Выступал как литературный и театральный критик Во время войны был мобилизован в армию После Февральской революции занялся политической деятельностью, работал во Временном правительстве, редактировал газету После Октября сотрудничал в газетах правых эсеров, был призван в Красную армию Участвовал в работе созданной Бердяевым Вольной академии духовной культуры, работал в театре В 1922 выслан из России, обосновался в Дрездене, занимался преподаванием В 1937 на его преподавательскую и публицистическую деятельность был наложен запрет С 1931 по 1939 - член редакции журнала "Новый град" Один из идеологов "ново-градства" - формы христианского социализма В 1944, в результате бомбардировки Дрездена, погибли его архив и библиотека С 1946 преподавал историю русской философии в Мюнхенском университете (заведовал кафедрой русской культуры) Активно включился в жизнь второй волны русской эмиграции Публиковался в журналах: "Новый путь", "Грани", "Мосты", "Опыты" и др Основные работы: статьи в "Логосе": "Трагедия творчества" (1910), "Трагедия мистического сознания" (1911) и др; "Жизнь и творчество" (1923, заглавие по названию статьи в "Логосе"); "Основные проблемы театра" (1923); "Бывшее и несбывшееся" (т 1-2, 1956); "Достоевский и Толстой; христианство и социальная революция" (1961); "Встречи" (1962); "Большевизм и христианское существование" (1962); "Мистическое мировоззрение" (1964) и др С считается представителем чистого трансцендентализма (вместе с Яковенко) В середине 20-х пережил серьезный духовный кризис, приведший к пересмотру взглядов на основе религиозного мировоззрения Если в первый период творчества С отстаивал религиозно - реалистический символизм, понимая искусство как обозначение мира невидимого, и отстаивал автономность философского знания, то теперь он стал осмысливать христианство в "духе религиозно-символического ознаменования глубинных судеб мира" и пришел к осуждению "философствующего христианства" и к "религиозному переживанию Бога" В основе философских построений С - синтез неокантианства с идеями феноменологии, от которых он двигался к философии жизни и религиозному мировосприятию В своей исходной установке С видел задачу философии в "узрении" Абсолюта, понимаемого в традиции Соловьева как положительное всеединство "Уз-рение" возможно в переживании как первичной реальности дущевно-духовного бытия личности Возможны два типа переживаний (опыта): опыты творчества, подчиненные дуализму субъект-объектного отношения (содержание переживаний в них дифференцируется), задающие полюс культуры; и опыты жизни, подчиненные идее положительного всеединства (содержание переживаний в них "свертывается", становится "непрозрачным"), задающие полюс Абсолюта Движение в глубины переживания (к Абсолюту) вовне проявляется в создании культурных ценностей (движение к полюсу культуры) Тем самым задается антиномизм жизни и творчества, сознания и бытия, двойственность человека: он как то, что он есть (дан как хаос), и он как идеал (задан себе как космос) Отсюда трагедийность (жертвенность) творчества как особой формы объективации, наиболее полно реализуемой в искусстве Творческий акт разрушает органическую целостность души, ее религиозную природу, удаляет творца от Бога, замыкая его в культуре, вырождающейся в цивилизацию, односторонне выражающую положительное всеединство Однако непосредственное же постижение Бога "запрещает творческий жест" - непосредственое знание Бога исключает культуру Всю жизньчеловек обречен решать эту дилемму: пытаться удержать свою целостность (единодушие) и выражать ее в многообразии ее проявлений (многодушие); осознавать себя и как факт (данность), и как задание В завис-мости от варианта решения, С выделяет три типа души (личностей): 1) мещанскую (выбор в пользу удобства жизни как данности); 2) мистическую (выбор в пользу непосредственного слияния с Богом); 3) артистическую (равное утверждение обоих полюсов жизни и творчества, единодушия и многодушия) Творчество создает: а) ценности состояния, организующие и упорядочивающие жизнь (личность, любовь, нация, семья) и б) предметные ценности (блага науки, научной философии, нравственности, права, искусства) В культуре привилегированное положение занимает искусство (благодаря единству содержания и формы), в искусстве - театр (благодаря единству актера и зрителя) Искусство символично, оно выражает идею не однозначно, а многосмысленно Постигая символику, художник в художественных образах "выкликает" и "высветляет" заложенные в ней идеи, "возвращая" конкретность мира Богу Человеку нужны не "точки зрения", а "видение мира", объемлющее мир в целостности ("сочувствующее видение") Видение дает христианство как духовный опыт веры, любви и свободы Особое место в творчестве С занимает осмысление событий 1917 и последующих лет Он склонен считать большевизм "почвенным" и первичным, а не случайным и "наносным" явлением русской культуры Большевики, по С, являются одновременно "ставленниками народной стихии" и "имитаторами народной правды" При всем своем лично негативном отношении к революции, С считает, что революции (и иные крупные потрясения), разрушая национальное сознание, обнажают невидимые основания культуры Катастрофические эпохи прерывают иллюзорное бытие, порождают "религиозный дух" катастрофического искусства, задают импульсы движению к Абсолюту


Поделиться:

Реклама