Степин - это...

СТЕПИН Вячеслав Семенович (р 1934) - российско-белорусский философ и организатор науки Доктор философских наук (1976) Профессор (1979), зав кафедрой философии Белгосуниверситета (1981-1987), директор Института истории естествознания и техники (Москва) (1987-1988), чл-корр АН СССР (1987), директор Института философии АН СССР (с 1988) Академик РАН (1994) Иностранный член Академии наук Беларуси (1995) Почетный академик Международной академии науки, образования и технологического трансфера (ФРГ) (1992), почетный профессор-консультант Международного Института права и экономических исследований (Гонконг) Награжден орденом Дружбы народов (1986) Автор более 220 работ по философии и методологии науки Основные труды: "Современный позитивизм и частные науки" (1963), "Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики" (совместно с ЛМ Томильчиком, 1970), "Становление научной теории" (1976), "Природа научного познания" (редактор-составитель и соавтор, 1979), "Идеалы и нормы научного исследования" (редактор-составитель и соавтор, 1981), "Формирование научных теорий" (на финском языке, 1983), "Научные революции в динамике культуры" (редактор-составитель и соавтор, 1987), "Философская антропология и философия науки" (1992), "Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации" (совместно с ЛФ Кузнецовой, 1994), "Философия науки и техники" (1995), "Эпоха перемен и сценарии будущего" (1996) и др Переводы работ С издавались в Англии, США, Франции, ФРГ, Китае, Финляндии, Польше С - автор оригинальной философско-методологической концепции, раскрывающей механизм функционирования науки в социокультурном контексте - от анализа закономерностей становления конкретно-научной теории до исследования природы метатеоретических оснований науки (картины мира, идеалов и норм исследования, стиля научного мышления) С осуществлен анализ процесса формирования научного знания как феномена культуры, эксплицированы процедуры функционирования и взаимодействия научных теорий, закономерности динамики оснований научного познания и механизмы семантического развития категориального аппарата науки В философской концепции С разработана системная модель социокультурной детерминации науки и, в частности, смены парадигм научного поиска С - основатель Минской школы методологии, ориентирующейся на анализ социокультурных факторов развития философии и науки Работает также в области культурологии и социальной философии Разработал концепцию типов цивилизационно-го развития, проанализировал роль универсалий культуры в воспроизводстве основных структур социальной жизни


Поделиться:

Реклама