Спиноза - это...

СПИНОЗА (Spinoza, Espmosa) Бенедикт (Барух) (1632-1677) - нидерландский философ Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов За увлечение светскими науками и современной ему философией в 1656 на С руководителями общины был наложен "херем" (великое отлучение и проклятие) С вынужден был покинуть Амстердам Основные сочинения: "Основы философии Декарта" (1663), "Богословско-политический трактат" (1670), "Этика доказанная в геометрическом порядке" (1677) и "Трактат об усовершенствовании разума" (1677) В своей онтологии, следуя традиции пантеизма, С провозглашает единство Бога и природы, что было им выражено в идее единой, вечной и бесконечной субстанции Эта субстанция является причиной самой себе (causa sui), те она, во-первых, существует сама в себе и, во-вторых, представляется сама через себя Качественные характеристики субстанции, когда ум представляет себе нечто как ее необъемленное свойство, как сущность субстанции, называются атрибутами Атрибут имеет с субстанцией одно общее и одно отличительное свойство Общее свойство состоит в том, что атрибут существует сам в себе (по существу есть сама субстанция), а отличительное - то, что атрибут представляется через другое (через ум) Хотя число атрибутов бесконечно, человеческому уму открываются только два из них - протяженность и мышление Если Декарт дуалистически противопоставлял протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, то С монистически усматривает в них два атрибута одной субстанции Бесконечно многообразные вещи чувственного и умопостигаемого мира суть модусы - различные состояния единой субстанции Модус существует в другом и представляется через другое Бесконечное множество модусов возникает из необходимости божественной природы Бог является имманентной причиной модусов как атрибута протяжения, те вещей чувственного мира, так и атрибуты мышления - вещей умопостигаемого мира Так что любой модус заключает в себе сущность Бога Познавая модусы, мы познаем субстанцию Среди прочих С выделяет бесконечные модусы Бесконечный модус движения и покоя связывает другие модусы атрибута протяжения с субстанцией, мыслимой в этом атрибуте; бесконечный модус беспредельного разума (intellectus infinitus) связывает другие модусы атрибута мышления с субстанцией, мыслимой через этот атрибут В гносеологии С выделяет три рода познания Первый род познания есть познание чувственное, называемое также мнением, или воображением Этот вид знания дает смутные идеи и зачастую приводит к заблуждению Второй род познания составляет понимание (intellectio), дающее уже отчетливое представление модусов К пониманию относится деятельность рассудка (ratio) и разума (intellectus) Третий и высший род - это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины Благодаря интуиции можно постигать вещи под углом зрения вечности, те рассматривать модусы как формы единой субстанции Разделяя позиции математического естествознания и рационалистского метода Декарта, С выступает сторонником детерминизма и противником теологии Так, признание "конечных причин" наравне с необходимостью С называет предрассудком Ведь, если существуют "конечные причины", то, как отмечает С, Бог имел бы стремление к тому, чего у него нет, тогда субстанция оказывается несовершенной В антропологии С отвергает идею свободы воли Свободной следует считать такую вещь, которая из одной необходимости своей собственной природы определяется сама собой к действию Но таковой, по определению, является лишь субстанция Отождествляя свободу с познанием, С соотносит с понятием субстанции идею "свободной необходимости", совмещающей в себе необходимость и свободу как два момента в субстанции, самораскрывающейся в познании Этика С строится на том, что человек должен руководствоваться в своей деятельности исключительно разумом С заложил основы научной критики Библии и выдвинул идею интеллектуальной любви к Богу: "познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога"


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
СПИНОЗА (Spinosa) Барух, Бенедикт (1632—1677) — еврейский философ из Голландии. Согласно изложению Э. Л. Радлова, С. получил образование в еврейском шестиклассном училище в Амстердаме; главным предметом изучения в училище были еврейский язык и еврейская литература. В латинской...

Поделиться:

Реклама