1) С - это данное человеку Богом второе "я" (греч сюнейдесис, "совесть", "сознание"), к-рое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укоряет его, когда он поступает против установ порядка С человека проявилась только после грехопадения, после того как впервые был нарушен установл Богом порядок(Быт 3);
2) С может проснуться в человеке, когда он только еще намеревается совершить греховный поступок Так, она заговорила в Пилате, когда по настоянию иудеев он отдал Иисуса на распятие (Мф 27:24) С может пробудиться в человеке и в момент совершения им неправедного поступка, как, напр, у Давида, когда он отрезал край верхней одежды Саула (1Цар 24:6 и след) И, наконец, С может наказывать человека за уже совершенное преступление Нек-рые грехи оставляют в сердце человека след, к-рый не стирается на протяжении всей жизни (1Тим 4:2) Проснувшаяся С может подтолкнуть человека к обращению (2Цар 24:10), а также, как в случае с Каином, повергнуть в отчаяние: "Наказание мое больше, нежели снести можно" (Быт 4:13);
3) если человек совершил неправый поступок, то С "укоряет" (Иов 27:6), "беспокоит" (см 1Цар 25:31), постоянно преследует (1Тим 4:2) до тех пор, пока Бог не очистит его (Евр 9:14; 10:22) и не дарует ему непорочную С (Деян 24:16)Человек не в состоянии самостоят успокоить пробудившуюся С - ни делами, ни служением Богу (Евр 9:9,14) Только кровь Христа очищает человеч сердце от "мертвых дел", от "порочной совести" (Евр 9:14; 10:22) Только Господь дарует чистую, незапятнанную С (в ВЗ: "сердце") Вначале С может быть "немощной" (1Кор 8:12), но "испрашивание у Бога доброй совести" (так в греч тексте; в Синод пер - "обещание Богу доброй совести" - 1Пет 3:21) укрепляет ее, так что больше никто не может "осудить" ее (см Рим 14:1; Кол 2:16; 1Тим 4:1-5) С не чужда и падшему человеку Об этом свидетвует осознание своей греховности как евр народом, так и язычниками (Иер 17:1; Ин 8:9; ср Рим 2:15) Так как человеч С может руководствоваться ложными понятиями, то для установления сыновних отношений с Богом человеку не достаточно иметь лишь "чистую совесть" С, сердце могут ошибиться; С и ум могут быть осквернены (Тит 1:15) Господь "проникает" в человеч сердце(Иер 17:9 и след), и тогда христианин может положиться на Божье обетование и быть уверенным в прощении грехов и примирении с Богом (1Ин 3:20) даже в том случае, если его преследуют укоры С Обычно же С свидет-вует человеку "в Духе Святом" (Рим 9:1), идет он путями Божьими или нет Духовная радость служит свидет-вом С, непорочной пред Богом (1Ин 3:21);
4) в ВЗ нет отдельного слова, обозначающего понятие "С", в этом значении здесь употребляется слово "сердце" В соотв с подобным словоупотреблением в 1Тим 1:5 говорится о любви "от чистого сердца и доброй совести"
Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева
Совесть — способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С....
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(русс, совместная весть, обобщенное знание). 1. Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом нравственные принципы, взгляды, убеждения. 2. В оккультизме – проявление в индивиде критериев...
Философский словарь
(совместное знание, ведать, знать): способностьчеловека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. «Дело совести есть дело человека, которое он ведет...
Философский словарь
- способностьчеловека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков. С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного...
Философский словарь
(греч. syneidesis, лат. conscientia) - обычно трактуется как способностьчеловека различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве. Человек не просто "имеет совесть", но "сам есть совесть" (С.Фейджин)....
Философский словарь
- одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущеесостояние и поведение других людей по отношению к "...
Философский словарь
- этическая категория, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиции добра и зла отношение к своим и чужим поступкам. выносит свои оценки как бы независимо от практических интересов, однако в различных проявлениях совесть человека...
Философский словарь
- категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных...
Философский словарь
- понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражениеспособности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил...
Философский словарь
– “Зов совести имеет характер призыва присутствия к его наиболее своей способности быть самим собой, причем в модусе взывания к его наиболее своему бытию-виновным. Зов совести, взывая к способности быть, не выдвигает пустого идеала, а вызывает в ситуацию.
Поделиться: