Сотворение Мира, Творение - это...
I ПОНЯТИЕ
Творческая деят-сть Бога не ограничивается в Библии сферой природы в узком смысле слова, а распространяется также на человеч историю (Исх 34:10; Чис 16:30; Ис 22:11; Иер 31:22) Тем не менее под выражением "СМ" прежде всего подразумевается созидательное деяние Бога, к-рым Он вызвал мир из небытия (Быт 1 и 2; Пс 103 и др) В евр языке глагол бара применяется исключит по отношению к Божьему деянию СМ и, след, отделен от человеч "творчества" (то же и в НЗ: греч ктидзо = "творить" относится только к Богу) Бара означает "становление, вызванное исключительно Божьей волей", когда Бог Своим словом вызывает нечто из небытия (Быт 1; Ис 45:5-7; 48:13 и др); следует, однако, иметь в виду, что близкими по значению глаголу бара и даже замещающими его могут быть и другие глаголы, особенно аса и яцар, к-рые означают "делать", "образовывать", те создавать нечто новое в предметно-осязаемой сфере (Ис 43:1,7; 45:7,18; Иез 28:13; Ам 4:13; ср Быт 1:1,21,27; 2:3 и след, где употреблен глагол бара, с Быт 1:7,16,26) След, с тзр Библии, становление, разворачивающееся в невидимой Божьей реальности, и начало бытия в нашем видимом мире образуют две стороны одного и того же явления, неотделимые одна от другой
II СОДЕРЖАНИЕ БИБЛЕЙСКОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА О СОТВОРЕНИИ МИРА
А АКТ СОТВОРЕНИЯ МИРА
1) рассказ о СМ В Библии мы встречаемся с Богом, Который Сам свидет-вует о Себе в истории Его первонач созидат деяние - составная часть единого историч процесса (Ис 44:24; 45:7 и след,11 и след; Иер 27:5); действующий в истории Бог - это Бог Творец Из этого следует:
а) начало мира - а именно его сотворение - непостижимо само по себе Его нужно рассматривать как часть всеохватного деяния Бога, Который установил, что за первым сотворением мира последует второе, за началом - завершение (Ис 48:12; 1Кор 15:24 и след; Кол 1:16 и след) Не случайно Библия заканчивается прозрением "нового неба" и "новой земли" так же, как она начинается с сотворения существующих неба и земли (Откр 21:1; ср Ис 65:17 и след);
б) нельзя из истории о СМ выделять только тназ "достоверные данные" Как бы ни было справедливо утверждение о том, что Бог требует в первую очередь веры, все же рассказ о СМ никоим образом не свидет-вует лишь о том, что Бог создал мир; в нем - хотя и опосредованно - говорится об "истории" сотворения, те этот рассказ значим и с тзр того, "как" был создан мир Его нельзя переоценивать, рассматривая как протокол, составл по рациональным правилам человеч историографии, но нельзя и недооценивать, видя в нем легенду или миф, не имеющие ист значения Ведь то, что является историей для Бога, не укладывается в рамки постижимых человеком ист законов Так же как сообщ в пророч предвидении библ знание о конце этого мира с Божьей тзр представляет собой историю, те действительные, грядущие в перспективе события, так и знание о начале мира, сообщаемое в Божеств откровении, может быть понято как пророч ретроспектива, а след, как история с вытекающим из этого факта значением Конечно, это откровение было дано библ авторам в понятном для них виде, в контексте представлений о мире, бытовавших в то время; так, напр, рассказ о творении можно истолковать в рамках древневавил картины мира, особенно, по-вествование о втором дне сотворения мира, где говорится о создании небосвода как полусферич, покоящегося на диске земли колокола, разделяющего воды мирового океана на земные моря и небесный океан Хотя в Библии представлена своя собств "картина мира", библ рассказ вместе с тем допускает и такое толкование, к-рое никак не расходится с той картиной мира, к-рая существует в совр естествознании Поскольку совр наука стала открытой для "другой (а именно, Божеств) действительности", то она уже не тщится постичь и истолковать всю реальность Следует иметь в виду, что во всяком пророч видении обязат присутствуют метафоры и образы, к-рые можно было бы "расшифровать", исходя из Писания в целом (см Откр) Поэтому в принципе было бы правомочно истолковывать, напр дела семи дней, в соотв с Пс 89:5 - как череду эпох; "твердь" (Быт 1:6-8)- как разделит "перегородку" между конечной, видимой действит-стью и действит-стью Божьей, а воды над твердью (Быт 7:11)- как угрожающие сатанинские силы хаоса, от к-рых Бог стремится обезопасить человека Подобным же образом понимание рассказа о СМ как Божеств откровения позволяет, с ист тзр, серьезно отнестись к повествованию о прародителях в тназ "втором" со-общении о СМ (Быт 2:4 и след) "Создание" Адама и Евы (примечат образом переданное глаголом яцар - "образовывать", "формировать", а не глаголом бара) следует понимать как Божье избрание из уже существующего человечества (в Быт 1:26 слово адам, "человек", является собират понятием) Принимая во внимание образный характер откровения и особенности евр мышления, отдельные детали повествования должны истолковываться не буквально, а как символы Напр, ст 7 по смыслу следует трактовать как "Господь Бог создал человека как прах земной" или, соотв, "глиняным", "из пыли" (для обозначения его ничтожности) Показат для библ рассказа о СМ и то, что в нем совершенно отсутствует тема спора между собой нескольких богов, распростр в мифах других древних народов Отзвуки мифов, как, напр, обозначение "бездны", первобытного океана (Быт 1:2)словом техом, к-рое лингвистически напоминает о вавил драконе хаоса Тиамате, относятся лишь к форме, по содержанию же они совершенно не мифологичны Это особенно явно следует из того, что звезды, созд в четвертый день СМ, названы не божествами, а подчеркнуто прагматически - "светилами", те подчиненными Творцу созданиями Так единый Бог свидет-вует о Себе как о Том, Кто Своим словом постепенно вызывает Свое творение из небытия, как об абсолютно отдел от всего творения Создателе, тем не менее начинающем с этого творения историю мира см Человек с одной стороны, как цель творения, приравнен к прочим созданиям (он сотворен вместе со зверями полевыми, см Еккл 3:19 и след; Иона 3:7 и след), с другой - как собеседник и довер лицо Бога - в своем богоподобии он особо облагорожен и выделен (Пс 8) И свое предназначение человек находит не в природной сфере, а именно в связи с Творцом;
2) ДРУГИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА БИБЛИИ развивают, дополняют и подтверждают сообщение о СМ:
а) в ВЗ особо подчеркивается способность Бога Своим словом вызывать из небытия: "Ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось" (Пс 32:9; а также Иов 38:11; Пс 32:6; 148:5; Ис 41:4; 44:27; 45:12; 48:13; Ам 9:6) Своим словом Бог властен не только дать, но и отнять жизнь (Втор 32:39; Иов 34:14 и след; Пс 101:27; 103:29) Со Своими созданиями Он может делать "все, что хочет" (Пс 134:6), как горшечник с глиной (Иер 18:1-6; ср Ис 29:16; 45:9) И постоянно продолжающееся рождение нового внутри сотвор мира - это продолжение Его созидающих деяний, вызывающих из небытия в бытие (Исх 4:11; Неем 9:6; Пс 103:27-30; Иер 1:5; Ис 44:2; Мал 2:10);
б) НЗ признает свидет-во ВЗ о СМ Частое употребление выражений "от начала мира", "в начале создания" или "от создания мира", "от начала тво-рения", "прежде основания мира" и др (Мф 13:35; 25:34; Мк 10:6; 13:19; Лк 11:50; Ин 17:24; Еф 1:4; 2Пет 3:4; Евр 1:10) показывает, что НЗ рассматривает СМ как подготовку к главному действию Бога в истории, Его спасит деянию Он, Своим словом вызывающий к бытию несуществующее (Рим 4:17; 2Кор 4:6) и сотворивший "все" (Деян 4:24; 14:15; 17:24; Еф 3:9; Кол 1:16; Откр 4:11; 10:6), есть первопричина и цель всего (Рим 11:36; 1Кор 15:27), Он достоин вечной славы и восхваления (Откр 4:11) Но НЗ не просто подтверждает сказанное в ВЗ, а идет дальше, свидет-вуя об участии в процессе СМ Иисуса Христа Завуалированно об этом говорит и ВЗ, упоминая о существовании персонифицир "мудрости" как "художницы", родившейся еще до начала мира и участвовавшей в его создании (Притч 8:22-31) В НЗ эта вуаль сбрасывается: Словом, ставшим плотью (Ин 1:14), "все начало быть" (Ин 1:3; 1Кор 8:6); "все Им стоит" (Кол 1:17); через Него и "веки сотворены" (Евр 1:2) Однако все создано не только "через Него", но также и "для Него" (Кол 1:16) Это подробнее характеризует деяния Бога в СМ и в истории, раскрывая их как деяния во спасение, последнее из к-рых совершено в Иисусе Христе
Б ОБРЕЧЕННОСТЬ СОТВОРЕННОГО МИРА
Диссонансом в гармонию мироздания Божьего, к-рое после сотворения было "хорошо" (Быт 1), ворвался грехЧеловек, одар дыханием Божьим, ставший образом и подобием Бога и предназнач быть Его представителем в сотвор мире, вступил в общение с богопротивной силой ГрехопадениеАдама, навлекшее проклятие вины и смерти на все представляемое им человечество, увлекло к погибели и все творение (Быт 3:17 и след; Рим 5:12 и след), и ныне "вся тварь совокупно" стенает об искуплении (Рим 8:19 и след) Весь мир подчинился влиянию и власти сатаны, "бога", "князя" этого мира (Мф 4:8 и след; Ин 12:31; 16:11; 2Кор 4:4; Еф 2:2) Сотвор мир, вступающий в радикальное противоречие с Божьим миром (Евр 9:11), покорился суете (Рим 8:20); человечество оказалось заключ в непослушание и в неверие (Рим 11:32) Хотя Бог и в этом гибельном мире "не перестал свидетельствовать о Себе" (Деян 14:17) - и это лишает человека всякого извинения, - но сердце человеч, омрач непослушанием, извращает Божье творение (Рим 1:19 и след)
В ТВОРЕНИЕ НОВОГО МИРА
В Ис 11:6 и след; 65:25 обещано исчезновение взаимной враждебности, свойств падшему творению Осуществление этого обетования связывается с явлением "отрасли от корня Иессеева" (Ис 11:1) У Бога есть замысел обновления падшего мира (см Еф 1:10; Кол 1:28 и след), основ на Его любви: "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Рим 11:32) То, что Он планировал с начала мира, но хранил в тайне, то "ныне", когда пришло время, Он осуществил в Христе и позволил возвестить всему миру (Рим 14:25 и след; Гал 4:4; Еф 1:9 и след; Кол 1:26; 2Тим 1:10) Одноврем с искупит подвигом Христа, Который является "началом (нового) создания Божия" (Кол 1:18; Откр 3:14), сатана утра-чивает свое право обвинять учеников Иисуса пред Богом (Лк 10:18; Ин 12:31), а также и свое абсолютное господство над этим миром: тот, кто через возрождение стал человеком "во Христе", является уже "новой тварью" (2Кор 5:17; Гал 6:15; ср также Ин 1:13; Еф 4:24; Кол 3:10), "творением, созд во Христе Иисусе на добрые дела" (Еф 2:10), в то время как до этого он был заключен в "плоть", те в сотвор мир, находящийся под властью сатаны и обреч Господом на уничтожение Через преображение в образ Иисуса "от славы в славу" (2Кор 3:18) верующий восстанавливает стертое подобие образу Бога (Рим 8:29; 1Кор 15:49; Кол 3:10; Еф 4:24) Возрожденному ясно открывается, что этот мир является падшим, неискупленным миром, но не "в себе самом", а из-за своих тесных отношений с богопротивными силами (Рим 14:14; ср Мк 7:14 и след; 1Кор 10:26 и след; а также Кол 2:20 и след; Тит 1:15) "Всякое творение Божие хорошо и непредосудительно", если принимается верующим с благодарностью, потому что оно освящается словом Божьим и молитвой (1Тим 4:3-5) Новое творение, проявляющееся в возрождении (см Возрождение) отдельных верующих внутри этого обреч на погибель мира, указывает в конечном итоге на то, что и весь сотвор мир познает "возрождение" (Мф 19:28) Небо и земля, о к-рых говорится в Быт 1:1, перестанут существовать (Мк 13:31) и сменятся "новым небом" и "новой землей" (2Пет 3:13; Откр 21:1), "на которых обитает правда" Это новое творение будет окончат откровением Христа, приносящим освобождение всему стенающему творению (Рим 8:21)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: