Социнианство - это...

СОЦИНИАНСТВО — религиозно-философское течение антитринитаристского (арианского) толка конца 16—17 в., связанное с именем Социна. Развитие получило в Польше и Великом княжестве Литовском, где одержало победу над оппонентами в 1588 на Синоде в Бресте. Общий центр С. — г. Раков в Сандомирском воеводстве (Польша), центр белорусского С. — г. Новогрудок. Для этого течения характерно усиление рационалистических моментов антитринитаризма, преодоление религиозно-теологической замкнутости в сторону философской системы. Представители С. требовали веротерпимости, отделения церкви от государства, выступали за развитие образования. Идейную основу для С. заложили труды С. Будного. Кроме Социна, крупными представителями С. в Польше и Великом княжестве Литовском были Лициний Намысловский, Вишоватый, Я. Доманевский, Я. Крель и др. После запрещения в Польше и ВКЛ социниане перебрались в Голландию, Германию и др. страны. Поздние социниане поставили под сомнение необходимость откровения, усилили деизм концепции. С. много сделало для автономизации этики и ее секуляризации.

Согласно Н. Н. Любовичу, С. представляет дальнейшее и более смелое рационалистическое движение в протестантской богословской науке. Социниане в основание своего учения кладут только Священное Писание, учат, что оно написано по внушению Св. Духа и вполне признают его авторитет, но лишь поскольку оно не противоречит человеческому разуму и пониманию. Впрочем, на Ветхий Завет они смотрят с некоторым пренебрежением, так как говорят, что все необходимое для спасения человека находится в Новом Завете. Социниане отрицают первородный грех, а также наклонность человека только ко злу; он свободен поступать дурно или хорошо. Если бы человек вследствие грехопадения Адама был склонен лишь к дурным деяниям, то это не составляло бы греха, учат социниане, так как в таком случае он поступал бы дурно не по своей вине. В связи с этим находится и учение социниан об искуплении. Иисус Христос явился затем, чтобы примирить не Бога с людьми, а людей с Богом. Он умер крестной смертью, чтобы своей смертью запечатлеть истину проповедуемого Им учения, а никак не с целью искупить первородный грех и умилостивить гнев Божий. Своей жизнью и учением Иисус Христос указал дорогу к спасению. Кто будет идти этой дорогой, будет спасен и достигнет жизни вечной. В этом указании пути к спасению, по мнению социниан, вся заслуга Иисуса Христа. Догмат Св. Троицы они отвергали и считали Иисуса Христа истинным, настоящим человеком, но одаренным Божественными свойствами. Они верили в девственное зачатие Иисуса Христа, но учили, что если бы Он но своей природе не был лишь человеком, то не мог бы служить людям примером, и воскресение Его из мертвых не было бы знамением такого же воскресения рода человеческого. Тем не менее, учили социниане, Он настолько превосходит людей своей святостью и Бог даровал Ему такую божественную силу, что Иисусу Христу надлежит поклоняться как Богу. Социниане вели энергичную борьбу с теми антитринитарными сектами, которые отвергали божеское поклонение Иисусу Христу. На Св. Дух социниане смотрели только как на Божественную силу. Относительно воскресения из мертвых они учили, что оно будет духовное и тела в нем участия не примут. На таинство причащения они смотрели как на внешний обряд, напоминающий о смерти Иисуса Христа. Крещение детей они также допускали как древний обряд, но необходимости его не признавали. Церковная организация социниан значительно напоминала кальвинистскую (см. Кальвин). На пасторах, избиравшихся Синодом, лежала обязанность проповедовать слово Божие. Внутренними же делами социнианской общины и нуждами ее ведали сеньоры (старейшины) и диаконы, избиравшиеся самой общиной. Права вмешательства государства в дела церкви социниане не признавали. Они требовали полной веротерпимости. Однако в делах светских они стояли за беспрекословное подчинение правительственной власти. Социниане обращали особенно много внимания на распространение просвещения и заботились об устройстве школ. Из их среды вышло не только много богословских писателей, но и много ученых. Катехизис социниан вышел в 1605 на польском языке в Ракове, почему он был известен под именем раковского катехизиса. В 1609 вышел латинский перевод его. С. получило наибольшее распространение и появилось ранее, нежели в других странах, в Польше. Главным центром ее был город Раков (на территории Беларуси). Здесь в 1602 была устроена прекрасная школа, в которой училось до 1000 юношей различных вероисповеданий, стекавшихся со всех концов Польши. В белорусско-литовских землях С. распространилось очень сильно. В Вильне, Новогрудке и во многих других городах, а также в имениях шляхты были их общины. К последователям этой секты принадлежали члены таких знатных литовских фамилий, как, например, Ян Кишка, виленский каштелян, умерший в 1592. На Волыни к секте социниан принадлежали роды Чапличей, Гойских, Сенют, а в киевском воеводстве — Немиричи. Даже князь К. Острожский покровительствовал социнианам. Повсюду в имениях последователей их учения были устроены образцовые школы. Но вследствие охватившей Польшу с конца 16 в. католической реакции положение социниан сделалось вскоре очень тяжелым. Уже в 1627 их община в Люблине подверглась полному разгрому. В 1638 были закрыты молитвенный дом, типография и академия их в Ракове. В 1644 последовало распоряжение о закрытии молитвенных домов и школ социниан в местечке Киселине и деревне Береске (на Волыни), принадлежавших Чапличам. Четырнадцать лет спустя, под предлогом изменнических сношений социниан со шведами во время войны Карла Х Густава с Польшей, решено было совершенно изгнать их из страны. В 1658 последовало постановление сейма об этом, и социнианам давалось три года на устройство своих дел. Но уже год спустя сейм сократил срок и постановил, что 10 июля 1660 должно быть последним днем пребывания социниан в Польше. Часть их двинулась в Трансильванию, а другая — в Силезию, Бранденбург, Пруссию. В Трансильвании социниане смогли устроиться без особых затруднений. С. совершенно вытеснило в Трансильвании с 1638 другие антитринитарные секты и распространялось здесь довольно успешно. Со второй половины 17 в. представителями С. в Германии были, главным образом, поляки. Более всего было их общин в Пруссии, где они окончательно исчезли только в начале 19 в.


Определения, значения слова в других словарях:

Смирнов М.Ю. Реформация и протестантизм
СОЦИНИА́НСТВО — радикальное протестантское движение, основанное на антитринитарной (см. унитарианство) теологии. Название связано с итальянскими реформаторами Лелио Социном (1525—1562) и его племянником Фаустом Социном (1539—1604).Доктрина С. опирается на...
Новейший философский словарь
СОЦИНИАНСТВО - религиозно-философское течение ан-титринитаристского (арианского) толка конца 16-17 вв, связанное с именем Социна Развитие получило в Польше и Великом княжестве Литовском, где одержало победу над оппонентами в 1588 на синоде в Бресте Общий центр С - г Раков в...

Поделиться:

Реклама