Социальный Порядок - это...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК - философско-социологиче-ское понятие, представляющее объяснение того, каким образом форма появляется в общественных отношениях, с одной стороны, а с другой - каким образом социальные системы и их элементы связаны во времени и пространстве В широком смысле концепции "СП" призваны ответить на вопрос: "как возможно общество?" В более узком контексте понятие "СП" используется в философии, социологии, политологии и других социальных науках для обозначения установленных образцов, постоянных структур, процессов и изменений, присущих социуму, отражающихся на поведении и взаимодействии индивидов и на функционировании социальной системы в целом Часто употребимыми также являются близкие по смыслу "СП" понятия "морального порядка" и "нормативного порядка" Последний представляет собой систему правил и разделяемых ожиданий, которые регулируют частные социальные ситуации Идея существования некоей всеобщей формы - порядка - бытия социума возникает в философии античности (Платон, Аристотель) Однако в качестве понятия и конструирующих его концепций "СП" формулируется только в эпоху Просвещения в теории общественного договора Наиболее известные социально-философские концепции ее принадлежат Гобсу, Локку и Руссо По утверждению Гоббса, безопасность и порядок в обществе могут быть достигнуты только посредством заключения договора, согласно которому каждый гражданин уступает свою индивидуальную власть в пользу центральной власти (суверена), получая взамен защиту своей жизни и собственности Альтернативную концепцию предлагал Локк "Социальный договор", предложенный им, основывается на "природных законах" - стяжательстве и личном интересе Руссо представлял "социальный контракт" как основанный на выражении "всеобщей воли" и требующий полного равенства индивидов и возможности демократического участия Теории "социального договора", предложенные эпохой Просвещения, оказались достаточно привлекательными и плодотворными, разрабатываясь впоследствии (хотя и в существенно измененном виде) гораздо более поздними авторами Так, Спенсер трактовал СП в индустриальном обществе, как основанный на совместимых личных интересах и договорных отношениях; к анализу проблематики СП через условия общественного договора подходили Поппер и Хай-ек С некоторой степенью условности можно выделить два классических направления анализа СП Первое связывают с именами Дюркгейма, Парсонса и социально-философской традицией функционализма Дюркгейм исходил из критики утилитаристских концепций, в том числе концепции социального договора Он постулирует центральность морали и духовности в объяснении процессов социальной интеграции и порядка Продолжая данное рассуждение, Парсонс определил СП в обществе как основанный на поддержании и принятии социальных норм и ценностей Различие концепций Парсонса и Дюркгейма в том, что последний не отрицает наличия и необходимости конфликтов и других деструктивных элементов, особенно в периоды быстрых социальных изменений Парсонс, напротив, ставит во главу угла социальную солидарность и гармонию как необходимое условие СП Само понятие СП в теории Парсонса является антитезой "дезинтеграции" Последовательная позиция Парсонса в наделении социального консенсуса и солидарности решающим значением в концепции СП, справедливо подвергалась резкой критике со стороны теоретиков социального конфликта и социальных изменений Второе направление анализа СП развивалось в рамках марксистской традиции Акцентуируя неравенство материального положения и политической власти в капиталистическом обществе как источник постоянного всеобъемлющего конфликта, Маркс определяет СП как поддерживаемый насильственно, за счет экономического, политического и правового принуждения в обществе Впоследствии в данную материалистическую трактовку СП привносится и ценностный нормативный элемент - доминирующая идеология Наиболее интересные современные концепции СП не обнаруживают тенденции строгого следования одному из заданных направлений, скорее - напротив Например, Бурдье основывает теорию С П на понятии воспроизводства "современной культуры, которая благоприятствует интересам находящихся у власти через дифференцированную систему дистрибуции знания через образовательные институты", что, по сути, представляет собой оригинальное соединение классических подходов С критикой обоих направлений выступает в своей работе "Солидарность и раскол" (1992) Д Локвуд, демонстрируя, что и Маркс, и Дюркгейм оказались не в состоянии удовлетворительно решить поставленную задачу, поскольку использовали в своих доказательствах категории, дополняющие друг друга Как правило, концепции СП представляют собой теории макроуровня, но существует ряд социально-философских направлений, анализирующих воспроизводство и реализацию СП на микроуровне (теория символического интеракционизма, теория социального обмена и тп)


Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия
1. Все множество институтов и структур, составляющих данное общество. 2. Относительно стабильное состояние общества, в котором имеется гармония и сильные конфликты редки.

Поделиться:

Реклама