Социальный евангелизм - это...
СОЦИА́ЛЬНЫЙ ЕВАНГЕЛИ́ЗМ — общественно-религиозное движение, основанное на либеральной традиции в американском протестантизме. Возникло в последней трети XIX в. Его идейным вдохновителем считается конгрегационалистский священник Вашингтон Глэдден (1836—1918). В своих проповедях и журналистской деятельности он утверждал о взаимосвязи кризисных явлений в социальной жизни и расовых отношениях с упадком христианской морали. Отсюда следовала задача реформы общества, предполагавшая возрождение христианских идеалов. Как результат ожидалось радикальное изменение социальной ситуации. Это начинание было развито на рубеже XIX—XX вв. в трудах и проповедях др. протестантских либералов, прежде всего — в концепции баптистского проповедника Раушенбуша о преобразовании общества в Царство Божие на земле и "социальном спасении". Движение не ограничивалось традиционной для протестантизма идеей евангелизации. Его последователи старались активно вмешиваться в решение конфликтов между "трудом и капиталом", участвовать в арбитражных комиссиях и др. формах социального регулирования. Организационной базой движения в США стали Братство за христианский социальный порядок, Братство примирения, Федеральный совет церквей Христа, Церковная лига за индустриальную демократию. Идеи С. Е. разделяет Епископальная церковь в США (англиканская). В отношении международных дел движение всегда стояло на позициях пацифизма. Многие практические предложения сторонников С. Е. (религиозное братство работников и предпринимателей и т. п.) оказались нежизнеспособными. Критике протестантских неоортодоксов (Нибур и др.) подверглись упования на "соучастие" человека и Бога в устройстве высокоморального общества. Тем не менее, идеи этого движения сохраняют популярность. Они присутствуют в религиозной мотивации стремлений к социальной справедливости и гармоничному общественному порядку. Их развитием можно считать концепцию христианской социальной ответственности, сформулированную в документах Международного конгресса по всемирной евангелизации (Лозанна, 1974).Делегации более 150 стран подписали тогда Лозаннское соглашение, в котором борьба за общественные права и против всякой формы враждебности, угнетения, дискриминации была объявлена необходимым выражением "доктрины о Боге и человеке,... любви к ближнему и... послушания Христу". Еще более усилили этот акцент решения Второго Международного конгресса по всемирной евангелизации (Манила, 1989 г.), где участвовали представители 173 стран. В манифесте конгресса утверждалось, что "возвещение Божьего Царства... требует отречения от... угнетения, как личного, так и общественного", а долг христиан — "видимым образом демонстрировать любовь Божью всем лишенным справедливости".
Поделиться: