Сорокин - это...
СОРОКИН Питирим Александрович (1889-1968) - русский и американский социолог Представитель позитивистской ориентации в русской социологии Сам себя С считал представителем эмпирического неопозитивизма или критического реализма В детстве С рано оказался сиротой и бродяжничал В 1902 поступил, а в 1904 - с отличием окончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хре-новскую церковно-учительскую школу В 1906 - арестован за революционную деятельность, заключен в тюрьму в Ки-нешме, где много читал (Лавров, Михайловский, Маркс, Ленин, Плеханов, Дарвин, Спенсер, Конт и др) По освобождению решил продолжить образование В 1909 С поступает в столичный Психоневрологический институт, где была открыта кафедра социологии ЕВ Де-Роберти и Ковалевским Через год С переводится на юридический факультет университета, где проходит обучение под началом Петражитского Главным достижением этого периода творчества С становится его монографическая работа "Преступление и кара, подвиг и награда" (1914), которая представляет собой обстоятельный обзор современных криминологических теорий В 1917 С получил звание приват-доцента Петербургского университета Был активен в области популяризаторства, пытался донести до читателя мысли Дюркгейма, идеи которого пронизывают почти все его работы Февральская революция застала С "посреди дел" Отложив работу, он опять занялся политикой, принимал активное участие в работе Госдумы, Временного правительства, редактировал эсеровские газеты За это время им была написана целая серия социально-политических памфлетов В 1918 опять арестован, но уже новым, большевистским правительством В 1920 С избирается руководителем кафедры социологии при факультете об-ществознания Петроградского университета Предлагает конструирование новой дисциплины - "родиноведения" - призванной синтезировать знания разных естественных и гуманитарных наук Тогда же он пишет популярные учебники по праву и социологии, публикует работу в двух томах "Система социологии" (1920), которая стала венцом его творчества в России В 1922 начались массовые аресты среди научной и творческой интеллигенции В России оставаться было опасно и С вместе с женой эмигрируют за границу Сначала С жил и работал в Праге, а потом переехал в Америку и прожил там весь остаток своей жизни Творчество С принято делить на два периода: русский и американский Его основные работы: русского периода - "Преступление и кара, подвиг и награда"; "Система социологии"; американского - "Социология революции" (1925), "Социальная мобильность" (1927), "Современные социологические теории" (1928), "Систематическая антология сельской социологии" (1930-1932), "Социальная и культурная динамика" (1937-1941), "Общество, культура и личность" (1947) и мн др Изначально в своем творчестве С исходил из позитивистско-бихевиорист-ских оснований Он считал, что если любое взаимодействие обладает психическим характером, то оно суть социальное явление Но по мнению С, социолог имеет дело только с внешней стороной социального явления, те с символической, и поэтому в попытке генерализации он неизбежно приходит к утверждению трех основных форм актов: "дозволенно-должные", "рекомендуемые" ("сверхнормальная роскошь"), "запрещенные" Каждая форма существует в связке с соотносимой с ней санкцией Вся социальная жизнь - нескончаемая цепь акций-реакций, а их взаимодействие - суть исторического процесса В своей книге "Система социологии" С предлагает пять принципов построения социологии: (1) социология может и должна быть построена по принципу естественных наук; (2) социология должна отказаться от какого-либо нормативизма; (3) она должна изучать только те явления, которые доступны наблюдению, измерению, проверке; (4) социология должна исходить из фактов и отказаться от всякого философствования; (5) социология является изначально плюралистической дисциплиной Коль скоро социология изучает взаимодействия (духовное и психологическое), то ее задачей будет являться выявление черт этого взаимодействия Теоретическая социология по С изучает взаимодействие с т зр сущего и включает в себя три раздела: социальная аналитика (структура социального взаимодействия); социальная механика (социальное поведение и природа, механизмы социальной циркуляции); социальная генетика (основные тенденции развития общества) Практическая социология изучает взаимодействие с т зр должного и должна давать рецепты для улучшения социальной реальности Элементами взаимодействия являются: индивиды, акты (действия) и проводники общения (они же символы интеракции) Индивидам, которые взаимодействуют в социальной реальности, присуще наличие потребности и способность реагировать на стимулы Акты - выражение внутренних переживаний одних индивидов и стимул, раздражитель для реакций других индивидов Проводники это то, через что передаются раздражения актов от одного индивида к другому, те по сути, это социальная среда, в которой действуют индивиды (культура) Проводники бывают: физические и символические Взаимодействие может выступать как антагонистическое или со-лидаристическое, одностороннее или двустороннее, шаблонное или нешаблонное Классическим трудом в области социальной мобильности и стратификации явилась работа С "Социальная мобильность" Термин "социальная мобильность" был впервые введен С и определяется как естественное и нормальное состояние общества; подразумевает не только социальные перемещения индивидов и групп, но и социальных объектов (ценности), те всего того, что создано и модифицировано в процессе человеческой деятельности Мобильность бывает горизонтальная и вертикальная В рамках вертикальной мобильности различают нисходящую и восходящую, те социальный подъем и социальный спуск Все люди в обществе взаимодействуют под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных, биосознательных, социосознатель-ных регуляторов Общество продуцирует нормы, ценности, значения, циркулирующие между социосознательными "эго" - конструирующими общество индивидами Общество понимается только через эту систему ценностей, норм, значений, присущую только ему Система эта - культурное единовременное качество С помощью эмпирических исследований культурных качеств (значений, норм, ценностей) можно выделить близкие, культурные похожие образцы - виды деятельности, мысли, творчество и тп, но сами эти образцы могут закрепиться в схемах взаимодействий лишь потому, что они являются продуктами логико-значимых культурных систем Они (культурные системы) формируются под воздействием "двойственной" природы человека - существа мыслящего и существа чувствующего Если основной акцент делается на чувственной стороне человеческой природы, то детерминируется чувственный образец культурных ценностей, если же на воображении и разуме - нечувственный При условии баланса чувственных и рациональных стимулов формируются идеалистические культуры С помощью выработанных в античности ценностных классов: когнитивной деятельности (Истина), эстетического удовлетворения (Красота), социальной адаптации и морали (Добро), конституирующей все остальные ценности в единое целое Пользы, можно объяснить любую социально значимую человеческую активность Культура становится интегральной лишь тогда, когда общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу этим четырем классам ценностей Дескриптивный анализ должен быть подчинен исходному примату культурных ценностей, даже в таких аспектах социального бытия, где отсутствует прямое восхождение к культурно-ценностным системам В силу этого новая философия истории должна исходить из тезиса, что в пределах заданных констант физических условий (климат, географическое положение и тп), важнейшим фактором социокультурных изменений становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы Здесь философия истории и социология становятся тождественными, тк изучают проблемы генезиса, эволюции, кризиса систем, выясняют, когда и почему происходят те или иные социокультурные изменения Словом, центральным понятием в теории С можно считать "ценность" Современное ему состояние культуры С считал кризисным Нынешняя "чувственная" культура обречена на закат, поскольку именно она виновна в деградации человека, превращении ценностей в простые релятивные конвенции
Поделиться: