Солженицын - это...

СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (р 1918) - русский писатель, мыслитель, публицист, общественный деятель Окончил физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону Заочно учился в московском Институте философии и литературы Участник Великой Отечественной войны (1943-1945) Награжден орденами и медалями Заключенный ГУЛАГа (1945-1953), позже - ссыльный Реабилитирован в 1957 Член Союза писателей СССР (1962-1969, исключен) Нобелевская премия по литературе (1970) Лауреат премии фонда Темплтона "За прогресс в развитии религии" Основатель Русского Общественного Фонда, помогающего политзаключенным и их семьям, "действуя строго в рамках существующих законов" Выслан из СССР (в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" в 1974) До 1976 - в Цюрихе С 1976 - в США (штат Вермонт) Вернулся в Россию (1994) Основные сочинения: "Один день Ивана Денисовича" (1962), "В круге первом" (создавался через 7 редакций 1955-1968), "Раковый корпус" (1968), "Открытое письмо секретариату Союза писателей России" (1969), "Письмо вождям Советского Союза" (1973), "Архипелаг ГУЛАГ" (создавался и перерабатывался в 1964-1980), "Бодался теленок с дубом" (1975), многотомная эпопея "Красное Колесо" ("Ленин в Цюрихе" - 1975, "Март Семнадцатого" - 1986-1988 и др), "Чем грозит Америке плохое понимание России" (1980), "Наши плюралисты" (1982), "Как нам обустроить Россию" (1990) и др Размышляя о многомерных и разноплановых проблемах Родины и всего мира, С сумел не только опередить свое время, но и задал высочайшую планку гражданского мужества интеллектуала, не страшащегося идти наперекор не только власть предержащим коммунистического Востока, а (иногда) и либерального Запада, но и более конформистски ориентированным собратьям по перу Еще в 1973 С подчеркивал, что "весь "бесконечный прогресс" оказался безумным напряженным нерассчитанным рывком человечества в тупик Жадная цивилизация "вечного прогресса" захлебнулась и находится при конце И не "конвергенция" ждет нас с западным миром, но - полное обновление и перестройка и Запада, и Востока, потому что оба в тупике" В качестве предзадающих процедур начала процесса обновления Отчизны С (в 1969) понимал следующие: "Гласность - честная и полная гласность - вот первое условие здоровья всякого общества, и нашего тоже И кто не хочет нашей стране гласности - тот равнодушен к отечеству, тот думает лишь о своей корысти Кто не хочет отечеству гласности - тот не хочет очистить его от болезней, а загнать их внутрь, чтоб они гнили там" С принципиально отвергает универсальные процессы космополитизации международного сообщества, не допуская и мысли об отказе от собственных национальных корней и идеалов патриотизма: "Исчезновение наций обеднило бы нас не меньше, чем если бы все люди уподобились, в один характер, в одно лицо Нации - это богатство человечества, это обобщенные личности его; самая малая из них несет свои особые краски, таит в себе особую грань Божьего замысла" И: " почему человечество так отчетливо квантуется нациями не в меньшей степени, чем личностями? И в этом граненье на нации - не одно ль из лучших богатств человечества? И - надо ли это стирать? И - можно ли это стереть?" (1973) С всегда являл собой убежденного приверженца русской идеи, полагая осуществимость ее исключительно в рамках оформления собственно российской государственности По мнению С (1973), "за русскими не предполагается возможности любить свой народ, не ненавидя других Нам, русским, запрещено заикаться не только о национальном возрождении, но даже - о "национальном самосознании", даже оно объявляется опасной гидрой сегодня русский порыв к национальному самосознанию - есть оборонительный вопль тонущего народа" С открыто провозгласил проблему переосмысления геополитических ценностей России, сформулировав требование отказа от целей мировой экспансии "самого передового общественного строя" и его ценностей По сути С сумел преодолеть максиму когда-то романтической идеи "мировой революции", очень быстро трансформировавшейся в ленинско-сталинскую идеологию насильственной "советизации" и "экспроприации" внешнего мира "Не должны мы руководствоваться соображениями политического гигантизма, не должны замышлять о судьбах других полушарий, от этого надо отказаться навек Руководить нашей страной должны соображения внутреннего, нравственного, здорового развития народа, освобождения женщины от каторги заработков, особенно от лома и лопаты, исправления школы, детского воспитания, спасения почвы, вод, всей русской природы и никакого Космоса, и никаких всемирно-исторических завоеваний и придуманных интернациональных задач" (1973) С в начале 1970-х неоднократно, открыто и страстно предупреждал правящие круги Запада об опасности и жизнеспособности тоталитарной идеологии, во многом обусловив решительный поворот мировоззрения западной общественности к идеалам и охранительным механизмам "нового консерватизма: "Опыт мы прошли, равного которому на Западе не прошел никто И мы теперь смотрим с сожалением на Запад Это странное чувство: мы смотрим как будто бы на наше прошлое А по отношении к Западу можно сказать так: мы смотрим на вас из вашего будущего" И: "Я всегда говорил: мы освободимся - сами, это наша задача, как бы она ни была трудна, а к Западу только одна просьба и один совет: пожалуйста, не заталкивайте нас под диктатуру И совет: в вашем безграничном отступлении - поберегите сами себя, не отступайте в ту последнюю яму, из которой вам уже нельзя будет выбраться" Посвятив, в частности, "Архипелаг ГУЛАГ" критике идеологии коммунизма, С оценивал ее содержание ("насильственно навязанное равенство всех по нижнему пределу") через изучение реальных последствий коммунистических экспериментов (в частности, коллективизации, осуществленная тоталитаризмом в СССР, по С, с "одержимым" рвением) Определенное место в этой работе С было уделено также проблеме (впоследствии неоднократно искусственно вновь и вновь актуализируемой извне) реального удельного веса евреев в античеловеческих социальных экспериментах советского руководства после Октябрьского переворота С писал в связи с этим (речь шла о приведенных во втором томе "Архипелага ГУЛАГ" фотографий создателей каторжной организации строительства Беломорканала и всех основных структур ГУЛАГа Г Ягоды, Н Френкеля, Я Раппопорта, М Бермана, Л Когана, С Жука, С Фирина): "Я просто привел всех, кто руководил в те годы всем ГУЛАГом и Беломорканалом Не моя вина, что они оказались евреи Здесь нет никакой искусственной подборки моей, так показала история Не тогда надо стыдиться преступлений, когда о них пишут, а - когда их делают, и дело историка привести то, как оно было Дело каждого человека рассказывать о своей вине, и дело каждой нации рассказывать о своем участии в грехах И потому, если здесь было повышенное участие евреев, то, я думаю, что сами евреи напишут об этом, и правильно сделают" Пытаясь спрогнозировать суть и реальный облик грядущего сценария освобождения России от тоталитаризма, С пророчески подчеркивал: "Нельзя всю философию, всю деятельность сводить: дайте нам права! то есть отпустите защемленную руку! Ну, отпустят, или вырвем - а дальше? Вот тут и сказывается незнакомство с новой русской историей по сути, обходят все уроки нашей истории как небывшие - и по общей теории либерализма просто хотят повторения Февраля А - это гибель" Очевидно, что далеко не все нравственно-идеологические максимы и предостережения С нашли отклик в правящих кругах (да и у части населения) новой России на рубеже 20-21 вв Сложившаяся ситуация во многом искусственного дистанцирования писателя как от планирования ре-пертуаров внутренней и внешней политики РФ, так и далеко не полной востребованности его идей среди общественности - наглядно иллюстрирует сложность и неоднозначность трансформационных процессов в государствах постсоветского пространства


Поделиться:

Реклама