Сократ - это...

СОКРАТ (ок 470-399 до нэ) - античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ Полагая, что "письмена мертвы", отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах В силу отсутствия текстового авторского наследия философское учение С реконструируется на основе вторичных источников, в первую очередь - сократических диалогов раннего Платона, сократической апологии Ксенофонта, сведений из Диогена Лаэртского и Аристотеля В историко-философской традиции фигура С занимает особое место: если хронологически он является современником Демокрита, то семантически его учение открывает новую страницу в развитии древнегреческой философии С подводит черту под прежним (отныне - "досо-кратическим"; термин "досократики" введен в Новое время: англ Presocratics, нем Vorsokratiker, франц Presocratiques) периодом философствования, эпистемологически характеризовавшимся наивным реализмом (натурфилософские картины мироустройства от Фалеса до атомистов) Поставленный С вопрос о том, каким образом может строиться человеческое знание о мире, выступает важнейшим импульсом переосмысления самого предмета философского знания, фактически первым шагом в становлении и развитии рефлексивного потенциала философии Если постижение мира досократи-ками осуществлялось практически в рамках стандартной субъект-объектной процедуры ("мир как объект", - неслучайно античная традиция именует натурфилософов "физиками"), то именно с С начинается оформление философии как рефлексивной теоретической дисциплины, основным предметом рассмотрения которой выступает сама система субъект-объектных отношений (пусть пока и не во всем комплексе своих аспектов, но в гносеологическом - бесспорно) Такая интерпретация предмета философии задает новые направления в разворачивании проблемных полей философского знания: традиционная для натурфилософии онтолого-метафизическая проблематика дополняется гносеологической (А поскольку процесс формирования знания рассматривается С весьма конкретно, те на примере знания о том, что есть добродетель, справедливость или сам человек, постольку это - в перспективе - открывает семантические горизонты таких проблемных полей философии, как этика и антропология) В целом, воспользовавшись дильтеевской терминологией, можно сказать, что как "наука о духе" философия началась именно с С В области интерпретации гносеологической проблематики С занимает отчетливо выраженную позицию рационализма и интеллектуализма В этом отношении он, с одной стороны, основывается на софистских способах рассуждения, полагая, что наиболее адекватным инструментом философского поиска является живой диалог; с другой же стороны, С выступает с резкой критикой софистики и, в первую очередь, ее релятивистских установок Софистическая "гибкость" понятий и демонстрация софистами на ее основе семантического "тождества" противоположных суждений являются, по мнению С, безрезультатным процессом С его точки зрения, это лишь начальный этап позитивного постижения истины ("сущности вещей") Метод С базируется на имплицитной презумпции объективного существования интерсубъективного истинного знания, - вопрос лишь в том, как его достичь Признание диалогичности, те процессуальности, философствования - это только полдела: процесс философствования должен быть еще и результативным, а результатом его выступает истинное знание Важным шагом на пути к нему является, по мнению С, осознание его отсутствия, понимание собственного незнания Согласно легенде, Дельфийской пифией было высказано мнение о том, что С превзошел всех своею мудростью Философ, убежденный в том, что истина пока от него скрыта, был немало удивлен и, дабы утвердиться в своем убеждении, решил поговорить с теми, кого он считал умнее себя К его еще большему изумлению, в ходе этих разговоров обнаружилось, что его собеседники столь же далеки от постижения истины, хоть и полны интеллектуального самодовольства С приписывают слова: "Я по крайней мере знаю, что ничего не знаю, а они не знают даже этого" Очищение сознания от излишней самоуверенности есть как бы нулевой цикл познавательной процедуры Однако, софистическое обнаружение противоречий в высказываниях собеседника, констатация несостоятельности всех предложенных мнений необходимы, но не достаточны для философского познания Познавательный процесс должен разрешиться оформлением позитивного знания Сын повивальной бабки, С называет свой метод майевтикой - искусством помочь родиться знанию Таким образом, софистический негативный релятивизм и единственно возможный на его основе вывод - знаменитое сократовское "я знаю, что я ничего не знаю" - есть лишь промежуточный продукт познавательной процедуры В итоге своем она должна объективироваться в формулировку общего определения, приближающего человека к постижению сущности вещей Вопрос о соотношении таковых общих определений с определяемыми вещами выводит С к постановке центральной для него философской проблемы: проблемы соотношения родовых сущностей с частными явлениями Разумеется, данная проблема не сформулирована С эксплицитно, более того - даже для дескриптивной ее фиксации у него еще нет адекватных категориальных средств; тем не менее, мыслителем затронуты практически все важнейшие ракурсы ее интерпретации Прежде всего, С пытается усмотреть универсальные основания за феноменологической вариативностью: общий Закон за многообразием различных местных законов, единую Истину за многообразием индивидуальных мнений, Нравственность как таковую за пестротой нравов и тд И, наконец, - в максимальной напряженности этой интенции - усмотреть общее, единое, универсальное основание бытия за его эмпирической калейдоскопичностью Интерпретация С этого основания не имеет ничего общего с его натурфилософским толкованием в качестве субстанциальной стихии или иного телесно-вещественного начала (сын скульптора порывает с традицией пластического видения Космоса) В понимании С универсальное основание мироздания выступает как его всеобщая объективная родовая сущность, которая может быть рационально-логически выражена в определенных закономерностях происходящего С ищет имя для этой объективной закономерности: например, рассуждая об основах общественной жизни, он апеллирует к универсальному "неписаному праву", говоря об индивидуальной человеческой жизни - к предопределению судьбы и тп Однако, как правило, он использует для ее обозначения понятие Бога Использование категории Бога в обрисованном контексте может быть оценено как поворотный пункт ее культурной истории Прежде всего, это задало интеллектуальный вектор перехода от монолатрии к монотеизму, а, стало быть, положило начало традиции теизма, предполагающего оформление позитивной рациональной теологии С другой стороны, фактическая де-персонификация Бога в сократической философии задает в европейской культуре тенденцию спекулятивно-рационалистического варианта развития теологии, приводящего в рамках схоластической программы к едва ли не логицистским эпистемам Не менее важную роль играет в философии С - наряду с понятием Бога - и понятие даймона (демона), которым философ обозначает индивидуальный рассудок, единично-конкретный здравый смысл И сколь важно для С соотношение Бога как универсальной основы миропорядка с эмпирически фиксируемыми гранями мироздания, столь же значимо и соотношение Бога как всеобщего разума с индивидуальным разумом - даймоном И, наконец, С фиксирует еще один срез проблемы: соотношение единичного здравого смысла (даймона) с его ограниченным индивидуально-опытным содержанием и общих понятий (определений) Именно этот аспект проблемы выдвигается С на передний план: и как наиболее важный, и как вызывающий наибольшие затруднения Дело в том, что, по свидетельству Аристотеля, С был далек от наивной мысли предшествующих (а если иметь в виду сторонников реализма в средневековом споре об универсалиях, - то и последующих) философов, полагавших будто бы общие понятия (определения) существуют в качестве объектов наряду с телесными предметами По оценке Гегеля, С был убежден, что сознание черпает из самого себя, те что дефиниции и общие понятия рождаются в индивидуальном сознании (в "умном месте") Но столь же очевидно для С и то обстоятельство, что посредством ссылок на обобщение единичных фактов (сколь угодно многочисленных) невозможно объяснить возникновение общего понятия Формулировка определения предполагает радикальный качественный сдвиг, прорыв индивидуального сознания к постижению всеобщей родовой сущности, что индуктивным путем принципиально недостижимо Можно констатировать, что в сократовской философии впервые в рациональной форме была зафиксирована одна из центральных философских проблем, которая остается в фокусе актуальности вплоть до 20 в, порождая различные свои аранжировки в диапазоне от трансцендентального обоснования феномена интерсубъективности до трактовки в качестве ее гаранта соотнесенности субъективных интерпретаций с универсальными конструктами повседневности Достаточно упомянуть гуссер-лианскую проблему связи абстрактных научных категорий с жизненным миром или проблему формирования общезначимых идеальных типов на фоне индивидуальных миров опыта в понимающей социологии и у Шюца Важнейшей характеристикой учения С является то, что, будучи глубоко укорененным в культурной традиции античной классики, оно в полной мере наследует свойственный этой культуре семан-тико-аксиологический идеал калокагатии, те единства истины, добра и красоты Это наглядно проявляется в том, что даймон понимается С не только как индивидуальный рассудок, но и как совесть: когнитивная и этическая проекции сознания оказались слитыми в нерасчлененный континуум В силу этого центральный тезис сократовской этики ("ничего сверх меры") акцентирует, прежде всего, проблему познания меры Нравственный, "лучший" - тот, кто знает, что именно есть добродетель, ибо, по С, знающей благо поступает в соответствии с этим знанием В этом смысле добродетель оказывается фактически тождественной мудрости, а наличие зла объясняется С как рассогласование благих целей с неадекватными средствами их реализации Впоследствии аристотелевская критика этической концепции С отмечала очевидную спекулятивность данной теоретической конструкции: коль скоро добродетель есть знание, значит, она может быть приложима к мыслящей стороне души и, напротив, не может иметь касательства к стороне не мыслящей (характер и страсти) Как отмечал Аристотель, если знание приложимо, те знающий медицину является лекарем, то и знающий добродетель автоматически должен быть добродетелен А поскольку это соотношение далеко не столь однозначно, постольку добродетель не является знанием, а знание о добродетели бесполезно Этико-антропологические воззрения С дополняются воззрениями социально-политическими, причем в этой сфере обнаруживается практически изоморфный объяснительный гештальт Так, по мысли С, государство выступает инструментом и гарантом воплощения в жизнь общего понятия о Справедливости Своего рода политологический аристократизм С проявляется в том, что, как и в сфере морали, в сфере политики "лучшим" является тот, кто знает, что есть Справедливость, и с этой точки зрения мнение одного мудреца несоизмеримо важнее непросвещенного мнения многочисленней толпы (Раба С определял именно как того, кто не знает, а потому не может распознать справедливого, добродетельного и прекрасного) Оценивая в данном контексте демократическую политическую систему, С отмечал, что массовая выборная процедура античного полиса отнюдь не гарантирует формирования того, что позже Платон опишет как государство, управляемое мудрецами В этой связи в политических воззрениях С была столь развита критическая составляющая Социально-политические взгляды С сыграли не последнюю роль в том, что в возрасте 70 лет он был приговорен к смертной казни по обвинению в том, что он "не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и развращает юношество" Отказавшись от организованного учениками побега, С принял в тюрьме яд цикуты Справедливости ради следует отметить, что главный из трех обвинителей С трагический поэт Мелет, принесший суду клятву в виновности С, был впоследствии осужден за эту клятву на смерть, и Афинами Ли-сиппу была заказана бронзовая скульптура С Значение С в истории мысли трудно переоценить Его философское учение оказало неизгладимое влияние не только на развитие античной философии, но и на развитие европейской культурной традиции в целом Им впервые были использованы логические обоснования теоретических положений (в отличие от досократической традиции констатирования аксиоматических постулатов), введены в философский оборот формулировки определений многих общих понятий, осуществлено вовлечение в предметное поле философии гносеологической и этико-антропологической проблематики Достоянием истории философии является не только философское учение С, но и его образ жизни, явивший собой пример бескорыстного служения поиску истины


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
Платоновский все время утверждает, что он ничего не знает, и он мудрее других именно благодаря своему знанию, что он ничего не знает; однако он не думает, что знание недостижимо. Напротив, он считает, что стремление к познанию имеет первостепенное значение. Он утверждает, что...
Энциклопедия мифологии
(Socrates, Σωχράτης). Великий афинский философ, род. в 469 г. до Р. X. Он был сын ваятеля Софрониска и повивальной бабки Фенареты. В юности он успешно занимался ремеслом отца. был очень некрасив и, по отзыву Зопира, походил лицом на старого сатира Силена. Но по сложению он был...

Поделиться:

Реклама