Софиология - это...

СОФИОЛОГИЯ - учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов 19-20 вв Восходит к библейской книге Притчей Соломоновых (8 1-36; 9 1-12), вбирает многие элементы гностицизма, каббалы, европейской мистики, в особенности немецкой В С тесно переплетаются начала теологии и философии в силу обращения к существенной для нее проблеме взаимоотношения Бога и мира, происхождения несовершенного мира из совершенного Бога В догматическом плане С представляет собой весьма спорную концепцию, особенно относительно тринитарного догмата, что вызывало достаточно напряженные дискуссии в православных теологических кругах, особенно в 30-е 20 в Идеи С развивали в русской философии В Соловьев, Булгаков, Флоренский, Карсавин и др Проблема Софии становится центральной в миросозерцании Соловьева, связывая все его, как философское, так и поэтическое, творчество и выражая в конечном счете наиболее существенные элементы философии всеединства ("София", "Чтения о Богочеловечестве", поэма "Три свидания" и др) С трудом уходя от гностических мифологем, Соловьев постоянно уточнял свои софиологиче-ские идеи, неоднозначность которых вызвала в последующем самые различные интерпретации Чаще всего у Соловьева отмечается посредствующий характер Софии, отнесенной в разных аспектах и к Божественному, и к тварному миру В самом Абсолюте София - второй полюс, непосредственная возможность бытия, первая материя, в мире это тело Богочеловека Иисуса Христа, собирающего в единый богочелове-ческий организм все человечество София в этом смысле является идеальным человечеством, социальным идеалом, определяющим цель и направленность исторического процесса как процесса Богочеловеческого В "Смысле любви" Соловьева София предстает в аспекте Вечной женственности, достаточно двусмысленной идеи, поскольку так и остается неясным, есть ли София нетварное женское начало в лоне самого Божества, или это тварное начало, приобретающее образ Божий Вечная женственность, согласно Соловьеву, совершенная для Бога, должна реализоваться и воплотиться в многообразии форм и степеней как "живое духовное существо" для человечества Концепция Вечной женственности оказала значительное влияние на творчестве русских поэтов-символистов Критически перерабатывая учение Соловьева, ЕН Трубецкой ("Миросозерцание Вл С Соловьева", "Смысл жизни") относит Софию только к области трансцендентного, отвергая ее раздвоение на тварную и нетварную и связывая прежде всего с вопросом о свободе воле человека София - не посредница между Богом и миром, а творческий замысел Божий о мире, который есть и его цель, живая творческая сила, по отношению к которой каждый волен самоопределиться Отказываясь быть сотрудником Софии, человек отсекает себя от полноты бытия Для Флоренского ("Столп и утверждение Истины") София - не метафизическая сущность, логически определяемая, но религиозная реальность, постигаемая интуитивно В самом широком понимании София - это тварное бытие с точки зрения божественного замысла о нем, субстантивированный образ, который реально может быть представлен в виде софийной иерархии восхождения к Богочеловеку В наиболее систематической форме С представлена у Булгакова ("Философия хозяйства", "Свет невечерний", трилогия "О Богочеловечест-ве") Булгаков рассматривает Софию как соединяюще-разъе-диняющее, посредствующее между Богом и миром начало, имеющее ипостасную природу В обращении к Богу София есть его образ, идея, имя В отношении к миру - вечная основа мира, горний мир умопостигаемых вечных идей В поздних трудах Булгаков постулирует существование твар-ной Софии, воспроизводя во многом гностические идеи, за что в свое время он критиковал Соловьева Философско-историческую интерпретацию С, где личность Софии как всеединая тварно-человеческая личность мыслится в качестве потенции становления твари, а история человечества выступает тем самым в качестве индивидуации высшей всеединой души, дает Карсавин ("Философия истории") Неразвернутая модель интерпретации С в духе имеславия и символизма представлена Лосевым см София


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
мистико-философская система, возникшая в православной среде и наиболее последовательно изложенная русским богословом С.Н. Булгаковым (1871-1944). В е основе лежит представление о Софии (греч. мудрость) – некой «внутренней сущности Бога», которая имеет два аспекта – небесный и...
Философский словарь
- учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов 19-20 вв. Восходит к библейской книге Притчей Соломоновых (8.l-36; 9. l-12), вбирает многие элементыгностицизма, каббалы, европейской мистики, в особенности немецкой. В С. тесно переплетаются начала теологии и...
Философский словарь
– совокупность учений о Софии – Премудрости Божией. С. восходит к библейским текстам, прежде всего, к Книге Премудрости Соломона, к зарождению философии в разных странах –Египте, Греции и др. Широкое развитие С. получает в трудах русских философов кон. 19 – нач. 20 вв. – В.С....
Философский словарь
(от греч. sophia - мудрость и logos - учение, слово) - влиятельное течение рус. религ.-филос. и богосл. мысли кон. 19 - перв. трети 20 в. Представители: В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков. Центр, понятие С. -»София-Премудрость» употребляется ими весьма неоднозначно. Это и...

Поделиться:

Реклама