Содержательно-генетическая Логика - это...

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА - логико-эпистемологическая концепция, которая разрабатывалась в 1950-1960 в Московском логическом (в дальнейшем - методологическом) кружке Программа построения С-ГЛ возникла на фоне дискуссии в советской философии о соотношении формальной и диалектической логик, проходившей в 50-х Несмотря на то, что сама дискуссия носила во многом идеологический и схоластический характер, она явилась поводом для выдвижения ряда перспективных исследовательских программ и серьезных философско-методологических концепций В этом ряду необходимо отметить гносеологическую концепцию диалектики Ильенкова, программу логических исследований АА Зиновьева и близкие к ней на начальном периоде программы БА Грушина, Щедровицкого и Мамардашвили, концепцию философских исследований естествознания БМ Кедрова, НФ Овчинникова, ИВ Кузнецова и др Формирование концепции С-ГЛ охватывает два этапа: 1) 1952-1956, 2) 1956-1960 На первом этапе Московский логический кружок ставил своей задачей исследовать логические методы анализа сложных исторически-раз-вивающихся, "органических" объектов (систем) Параллельно накоплению содержательных результатов и проблемного материала происходило формирование собственных программных установок кружка (первая программа кружка была заявлена в 1954) Участники кружка разделяли установку на построение логики как науки о мышлении Программа логических исследований кружка разрабатывалась в оппозиции к классической формальной логике Формальная логика рассматривалась как средство оформления и изложения уже готовых, заранее полученных исследовательских результатов, те фиксированного содержания, тогда как новая логика должна была исследовать процессы исторического развития мышления и процессы изменений в его содержании Такая логика полагалась содержательной в противовес формальной С другой стороны, логическая разработка диалектики в советской философии оценивалась еще более негативно и критически Вопреки всей европейской традиции, логика рассматривалась как эмпирическая наука Предметом эмпирических исследований объявлялись способы мышления, зафиксированные в научных текстах Таким образом, основной эмпирией исследования становился текст Тезис об эмпиричности был вместе с тем способом преодоления схоластичности существовавшей диалектики и нормативной бессодержательности формальной логики Содержательная и эмпирическая логика должна была стать не каноном, а "органоном", т е набором исследовательских инструментов и средств Она разрабатывалась в ориентации на многочисленные практические приложения в естественных и исторических науках, педагогике и психологии На новом этапе (примерно с 1956-1957) происходит программно-концептуальное оформление исходных идей, появляется сам термин "С-ГЛ", расширяется область эмпирических исследований и приложений - теперь она охватывает историю науки и педагогику Вместе с тем обозначаются и принципиальные расхождения в позициях участников В 1956 происходит разрыв между Зиновьевым и Щедровицким, а впоследствии Зиновьев выступает с резкой критикой исходной программы кружка, фактически объявляя ранее полученные результаты (в том числе и свои) ошибочными Дальнейшие исследования Зиновьева и его последователей перешли в русло математической логики, продолжающей формально-логическую традицию В целом концепция С-ГЛ, выдвинутая Щедровицким, представляла собой разработку трех основных положений: 1) В основе концепции лежала гипотеза о "двух-плоскостной" структуре мышления, включающей плоскость "объективного содержания" и плоскость "знаковой формы" Формальная логика, начиная с Аристотеля, строилась на основе принципа паралеллизма формы и содержания мышления, те на основе предположения, что а) каждому элементу знаковой формы языковых выражений соответствует определенный субстанциальный элемент содержания и б) способ связи элементов содержания в точности соответствует способу связи элементов знаковой формы На основе этого принципа в формальной логике производилась редукция содержания к плоскости знаковой формы Такой прием ограничивал реальное содержание аристотелевской логики атрибутивными свойствами объектов Другие типы содержания, не сводящиеся к атрибутивным свойствам, не могли быть в ней адекватно представлены В противовес этому, С-ГЛ выдвигала принцип непараллелизма формы и содержания Реализация этого принципа требовала описывать и изображать плоскость содержания (оперирование с объектами) отдельно от плоскости знаковой формы, а также описывать механизм связи между содержанием и формой Таким образом, предметом критики выступала не "формальность" классической логики сама по себе (те ее структурность и нормативность), а редукция содержания мышления к якобы "всеобщим" и "универсальным" логическим формам 2) В качестве основного объяснительного принципа по отношению к мышлению выдвигалась категория "деятельности" Само мышление рассматривалось двояко: как фиксированное знание и как деятельность по его получению Принцип деятельности требовал рассматривать мышление не по содержанию предметного сознания, а структурно-процессуально, те исследовать и описывать, с одной стороны, процедуры и операции мышления, а с другой - типологически обобщенную структуру знаний Таким образом, концепция С-ГЛ смыкалась с программой исследования мышления как деятельности Деятелыюстный подход позволял сохранить установку на содержательность, избегая психологизма: содержание сознания выносилось "за скобки", а деятельностное содержание трактовалось операционально "Воспроизвести содержание мышления" означало воспроизвести схему оперирования с объектами, схему их сопоставлений и тп Соответственно этому отвергалась и трактовка мышления как "отражения" Основной мыслительной связью объявлялось не отражение, а "замещение" исходного практического оперирования с объектами знаками и оперированием с ними Мышление представлялось как деятельность в иерархической структуре последовательно надстраивающихся друг над другом плоскостей знакового замещения, каждая из которых задавала определенные системы оперирования Таким образом, трактовка мышления в Московском методологическом кружке (ММК) имела выраженный семиотический характер 3) Общая теоретическая задача С-ГЛ состояла в том, чтобы на основе анализа единичных эмпирически заданных текстов проанализировать и воспроизвести в форме "исторической теории" мышление вообще, мышление как таковое, как один органический предмет При этом мышление изначально рассматривалось в синтетическом единстве с языком, как языковое мышление Раздельный анализ мышления и языка признавался неэффективным Генетичность новой логики определялась, с одной стороны, ориентацией на исследование процессов развития мышления, а с другой стороны, использованием метода восхождения от абстрактного к конкретному В соответствии с ним многообразные формы человеческого мышления должны были быть конструктивно выведены из некоторых генетически исходных структур Ставилась даже задача реконструкции исходного "алфавита" операций мышления В целом в ходе реализации программы С-ГЛ в ММК был введен целый набор модельных и знаковых средств, схематических изображений, рабочих понятий и тд На их основе были отработаны процедуры историко-критической реконструкции развития понятий и предметных знаний, методики анализа способов решения задач, методологические принципы анализа и организации знания и др Исследования в рамках С-ГЛ интенсивно продолжались до начала 60-х Реальным исследовательским материалом выступали тексты различных мыслителей (Аристотель, Аристарх Самосский, Архимед, Евклид, Л Эйлер, Галилей, И Ньютон, Декарт и др) и процессы решения задач, которые реконструировались по этим текстам В результате этих исследований был получен ряд оригинальных историко-эпистемологических реконструкций различных этапов развития науки Многие ее понятия, модельные и схематические средства продолжают представлять интерес и сегодня (в основном в рамках системо-мысле-деятельностной методологии)


Поделиться:

Реклама