Соборы церковные - это...

СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ (лат. concilium, отсюда concile — путь, по которому вместе приходят к одной цели) — согласно М. И. Горчакову, в обширном смысле, собрания представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ. В праве каждой христианской вероисповедной церкви в понятие о С. Ц. вносятся особые специальные признаки, указывающие на личный его состав и объем решаемых им задач. Так, в Православной и Армяно-Грегорианской Церквах С. Ц. в точном смысле именуются "собрания пастырей и учителей церкви", составляющиеся, согласно церковным правилам и законам государства, для утверждения истин веры, для благоучреждения дел церковных, для установления, поддержания и развития порядка и дисциплины в церкви; в Римско-Католической — собрания епископов, прелатов и докторов под председательством митрополита, примаса и патриарха, или папы, или уполномоченных от него — для регулирования дел веры, религиозной жизни и дисциплины; в протестантских церквах — собрание пасторов и представителей от общин церковных и правительства для совещаний по вопросам религии и церковной жизни. С. Ц. существовали в церкви во все времена или в виде временных собраний, или — в некоторых самостоятельных церквах — в форме постоянных учреждений. Основания для существования в строе церкви С. Ц. заключаются в вероучении основателя церкви (Матф 18:18, 15—20; Иоан 17:17, 21—26), в примере апостолов, составлявших собор в Иерусалиме (Деян гл. 15), в природе церкви как вероисповедного общества, в принципах исторического развития устройства церкви и в том, что многие вопросы, возникающие среди членов церкви, не могут быть иначе разрешены, как через посредство С. Ц. В истории христианской церкви различаются две главные категории С. Ц.: Вселенские Соборы и Поместные С. Ц. Такое различие и разделение принимается церквами Православной, Римско-Католической, Армяно-Грегорианской и др.; но каждая из этих церквей признает неодинаковое число С. Ц. со значением вселенских, и не все С. Ц., признаваемые таковыми в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих церквах. Поместными или частными С. Ц. в Православной, Римско-Католической, Армяно-Грегорианской и в других издавна существующих восточных церквах называются собрания епископа и других иерархов какой-либо одной местной, самостоятельной (автокефальной) или вероисповедной церкви, или какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины. Деление Вселенской Христианской Церкви на поместные и вероисповедные, а равно каждой поместной и вероисповедной церкви на области совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств политической, народной и религиозной жизни христианского населения. С. Ц., или синоды, как церковные учреждения удерживались в строе поместных и вероисповедных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Поэтому во Вселенской Христианской Церкви, как и в каждой поместной православной и каждой вероисповедной церкви, С. Ц. имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство Вселенской Церкви первых девяти веков христианства. С. Ц. называются: по городам, в которых они происходили (Антиохийский, Сардикийский, Московский, Базельский и т. д.); по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали (соборы Восточной Церкви, Западной Церкви); по названиям церквей, в строй которых они входили (Соборы Церкви Константинопольской, Антиохийской, Римской, Карфагенской и т. п.); по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские); по народностям (Соборы Русской, Сербской, Румынской церквей); по вероисповеданиям (Соборы Православной, Римско-Католической, Армяно-Грегорианской, Лютеранской церквей); по титулам председателей или церковных учреждений (митрополитские, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные); по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные); по их числу (великие, малые, большие, меньшие); по продолжительности (временные, постоянные). В допетровской России были временные С. Ц., называвшиеся по городам, где они собирались (киевские, московские); в 17 в. при патриархах различались С. Ц. великие и "из прилучившихся" архиереев в Москве; при Петре I вместо временных С. Ц. был учрежден "освященный собор" постоянный, а в 1721 — Св. Правительствующий Синод. Созвание временных С. Ц. с 1721 прекратилось. В праве Римско-Католической Церкви кроме вселенских различаются С. Ц. национальные, провинциальные и епархиальные. Организация С. Ц. устанавливалась обычаями и правилами Церкви Вселенской и поместных церквей, а в некоторых странах в новые времена — светскими законодательствами, при участии органов церковной власти. Постановления соборов поместных и вероисповедных церквей имеют обязательное значение в той области, из представителей которой состоят ее члены. Правила некоторых поместных соборов древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были, однако, приняты Православной, Римско-Католической и Армянской церквами в состав общецерковного законодательства и сохраняют авторитетное значение источника права. Во всех православных поместных и армянских церквах таким авторитетом пользуются правила поместных С. Ц.: Анкирского (314—315), Неокесарийского (315), Гангрского (ок. 340), Антиохийского (341), Лаодикийского (364), Сардикийского (347), Карфагенского (318), Константинопольских 394, 864 и 879. В Римско-Католической Церкви таким же авторитетом пользуются первые семь из перечисленных С. Ц. и еще Эльвирский Собор (в Испании, ок. 300).


Поделиться:

Реклама