Соборность - это...

СОБОРНОСТЬ - понятие русской философии, выработанное Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус ХристосЦерковь прежде всего есть духовный организм, целостная духоносная реальность, а потому все члены Церкви органически, а не внешне соединены друг с другом, но внутри этого единства каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, что возможно только в том случае, если единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви Только тогда постигаются истины веры, ибо полная истина принадлежит всей Церкви в целом, а не одному лицу или учреждению, сколь бы авторитетны они ни были Человек находит в Церкви "самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, но в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем Он находит в ней себя в своем совершенстве, или точнее находит в ней то, что есть совершенного в нем самом, - Божественное вдохновение, постоянно теряющееся в грубой нечистоте каждого отдельно личного существования" С - это свободное единство членов Церкви в деле совместного понимания ими правды и свободного отыскания пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности Идея С стала основной идеей всего славянофильства, хотя и по-разному интерпретировалась Так у КС Аксакова понятие С социологи-зируется посредством фактического ее отождествления с общиной, где "личность свободна как в хоре" Хотя изначально в понятие С включался социальный смысл, однако данная интерпретация была шагом назад по сравнению с Хомяковым, который С понимал скорее не как данность, а как заданность У BC Соловьева, отказавшегося от термина "С", данная идея трансформировалась в учение о всеединстве Термин С возродил СН Трубецкой в своем учении о "соборной природе сознания" Углубляя идеи славянофилов с учетом концепции всеединства Соловьева, Трубецкой интерпретирует С как совпадение религиозного, нравственного и социального начал, противостоящее как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму Социально философскую интерпретацию понятия С дал Франк, рассматривая ее в качестве внутреннего, органического единства, которое "лежит в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей" К первичным и основным формам С относятся, согласно Франку, брачно-семейное единство, религиозная жизнь, общность судьбы и жизни всякого объединенного множества людей Эти три формы С в реальности неразрывны и не могут существовать отдельно друг от друга К признакам С, по Франку, относятся следующие: 1) это органически неразрывное единство "я" и "ты", вырастающее из первичного единство "мы", причем "мы" не внешне "я", а имманентно присутствует в каждом из них; 2) соборное единство образует жизненное содержание самой личности; 3) "соборное целое, частью которого чувствует себя личность и которое вместе с тем образует содержание последней, должно быть столь же конкретно-индивидуально, как сама личность", "само есть живая личность"; 4) и как наиболее существенный признак - сверхвременное единство, выражающее сверхвременность, присущую сознанию и душевной жизни отдельного человека Строгое церковно-богословское значение термину С возвращают Булгаков и Флоренский, рассматривая С (или "кафо-личность") как душу православия, означающую вселенскость, единую жизнь в единой истине, причем Флоренский, следуя Хомякову, подчеркивает в содержательном плане не столько действительность, сколько возможность кафоличности как задачи, идеала для членов церкви


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
русский термин, выражающий идею общности людей, их личностей на основе взаимопомощи, любви каждого к каждому на путях к религиозному и общенравственному единению нации, народов, человечества. Соборность понималась как духовное единение непосредственно друг с другом, вне диктата...
Философский словарь
термин, введенный русским славянофилом А.С. Хомяковым, обозначающий самобытность русской общественной организации (самоорганизации), в основе которой лежит православие с его принципом решения богословских проблем на вселенских соборах. С. по Хомякову – это гармоничная...
Философский словарь
- специфическое понятие русской философии, выработанное А. Хомяковым, означающееединство людей на духовной основе.
Философский словарь
- русскоязычный аналог кафоличности, ее неточный перевод. У А.Хомякова: свободное единство членов Церкви в постижении истины и в спасении, в любви к Богу, к Богочеловеку Христу и к Его правде. Свободе во Христе, в соборном сознании Церкви Хомяков противопоставлял...
Философский словарь
- специфическая социально-философская концепция, функционирующая, как правило, в религиозно-философских системах европейской и отечественной мысли. Данным термином обычно определяется особое качество социально-индивидуального взаимодействия, сущностная природа сознания, основа...
Философский словарь
- термин правосл. богословия и рус. релит, философии, означающий, что в церкви осуществляется добровольное соединение (собор) индивидов на основе любви к богу и друг к другу. О специфике С. подробно писали славянофилы (см. Славянофильство), особенно А. С. Хомяков (1804-1860)....

Поделиться:

Реклама