Собор в Уэлсе - это...
«Есть в мире места, столь прекрасные, столь дышащие счастьем и столь священные, что говорить о них без некоторого почтительного колебания кажется невозможным; Уэлс — одно их них. Здесь мы не только предполагаем — мы знаем, мы чувствуем, что люди, жившие на этой земле, были счастливы... И хотя имена их давно забыты, и голоса их давно не звучат, башни Уэлского собора все еще поют Te Deum («Тебя, Бога, хвалим») и пение их разносится далеко над окрестными холмами, из камней которых они были когда-то построены:
«Sanctus, Sanctus, Sanctus, Dominus Deus Sabaoth;
Pleni sunt Coeli et Terra Majestatis Gloriae Tuae».
(«Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф;
Полны небеса и земля славы Твоей».)
Так английский писатель Эдвард Хуттон в своей книге «Тихие дороги в Сомерсете» начинает главу, посвященную Уэлсу — небольшому городку в графстве Сомерсет, расположенном на западе Англии.
На Британских островах найдется немного мест более очаровательных, чем Уэлс. Возможно, именно это привлекательное местоположение побудило римских колонистов основать здесь в I столетии н. э. свое поселение. Археологические раскопки, проводившиеся у стен Уэлского собора в XIX веке и в 1978—1980-х годах, позволили обнаружить и исследовать чрезвычайно интригующее сооружение: древнеримский раннехристианский мавзолей III века, в котором, по-видимому, был похоронен какой-то очень уважаемый человек — настолько почитаемый, что в англосаксонские времена над его останками была построена церковь. Кем он был? Неизвестным раннехристианским мучеником, которого даже после падения Рима чтили последующие поколения, или первый епископ Уэлса? Неизвестно.
Легенды рассказывают, что церковь над загадочным мавзолеем приказал построить в 705 году Айн, король Уэссекса. Первое упоминание об этой церкви в письменных источниках относится к 766 году — тогда она именовалась «церковь около Большого источника в Уэлсе». По всей видимости, первоначально это была просто часовня, и лишь в последующие годы, после ряда перестроек и достроек, она превратилась в раннероманскую базилику, достойную нового статуса Уэлса как епископского города.
Уэлс стал центром епархии в 909 году. Первым епископом Уэлским был Ательм, дядя святого Дунстана. Оба впоследствии стали архиепископами Кентерберийскими. Дядя короновал англосаксонского короля Ательстана, племянник — короля Эдгара. Но самой известной фигурой в ранней истории Уэлского собора был епископ Гизо Лоррен, выходец из Франции, один из тех иностранцев, кого король Эдуард Исповедник пригласил в Англию и кто принес с материка новые культурные и политические импульсы, позднее позволившие большой части англосаксонской аристократии принять норманнское завоевание. Гизо Лоррен был послан королем с миссией к римскому папе, и в 1061 году в Риме был рукоположен в епископы. В Уэлском соборе до сих пор хранится папская булла, привезенная Гизо Лорреном, о назначении его епископом Уэлса. После норманнского завоевания он сохранил свою кафедру и умер в 1088 году. Его преемник Джон Турский перевел епископскую резиденцию в Бат, спровоцировав тем самым длительный спор между Батом и Уэлсом, завершившийся только в середине XIII столетия созданием объединенного епископства Бата и Уэлса. За это время в Уэлсе и был выстроен его знаменитый собор — самое раннее готическое сооружение в Англии. В то время как в Уэлсе вырастало это чудо английской готики, во всей стране еще закладывались здания по устаревшим англо-норманнским (романским) образцам.
Готический стиль принес в Уэлс епископ Реджинальд Бохан, норманн по происхождению (ум. в 1191 г.). Закладка собора состоялась в 1180 году. Строительство велось довольно быстро, и в 1196 году уже началась постепенная разборка старой англосаксонской базилики. Полученный в результате строительный материал тут же шел в дело. Из уважения к древнему священному участку римского мавзолея (кто же там все-таки похоронен?) стоявшая над ним часовня Девы Марии была сохранена и соединена со зданием аббатства, примыкающим к новому собору с востока. Эта часть постройки стала известна как аббатство Девы Марии.
Сооружение собора продолжалось на протяжении трехсот лет. Этапы его строительства последовательно обозначили смену стилей английской готики, сложившись в итоге в удивительно цельный и весьма впечатляющий архитектурный ансамбль. Единство замысла наметилось уже в первоначальном наброске плана этой трехнефной базилики с трансептом и хором; достройки XIV века лишь развивали и усложняли его.
Первым архитектором собора был Адам Лок (ум. в 1229 г.). Под его руководством возводились центральный неф (ок. 1200—1220 гг.), северный рукав трансепта с внушительным порталом и началось сооружение западного фасада. Пик строительства приходится на времена епископства Джоселина Уэлского (1-я пол. XIII в.). Он был уроженцем Сомерсета и, обуреваемый местным патриотизмом, стремился вернуть Уэлсу статус епископской резиденции, активно хлопоча об этом перед Римом. При нем был сооружен центральный неф и большая часть главного, западного фасада собора. Епископ Джоселин жаждал дожить до окончания строительства, но не успел: он умер прежде, чем храм был освящен (1239 г.), а Уэлс вновь стал центром епископства (1245 г.). К этому времени постройка была почти закончена, хотя работы по оформлению великолепного западного фасада продолжались до 1260 года. Однако собор оказался слишком маленьким и тесным, и в начале XIV века начался новый этап строительства. В этот период под руководством мастера Томаса Уитни (1306—1326 гг.) была реконструирована центральная башня над средокрестием, возведены восьмиугольная часовня Девы Марии и восточный хор.
Назначение главным архитектором мастера Уильяма Винфорда в 1365 году ознаменовало новый этап строительства. Это был один из самых передовых архитекторов того времени, он руководил работами в Виндзорском замке, Новом Оксфордском колледже и в соборе Винчестера. В Уэлсе мастер Винфорд построил южную башню и разработал проект северной башни, которая была завершена в начале 1400-х годов.
Ко времени воцарения короля Генриха VIII (1509—1547) собор и все окружающие его постройки уже составляли единый ансамбль, практически не отличающийся от того, каким мы его видим сегодня. Начавшееся при Генрихе и усилившееся при его преемнике Эдуарде VI (1547—1553 гг.) движение за Реформацию нанесло собору множество тяжких ран. Новые значительные утраты собор понес в годы гражданской войны в XVII столетии. В 1685 году солдаты-пуритане из армии герцога Монмута произвели в храме настоящее опустошение, а в его центральном нефе они устроили конюшни. В середине XIX столетия была разработана и осуществлена большая программа реставрационных работ, которой руководил архитектор Энтони Салвин. Были восстановлены и утраченные фигуры знаменитого западного фасада Уэлского собора, благодаря которым он вошел в историю мировой архитектуры.
Скульптурное убранство западного — главного — фасада собора (строился в 1209—1260 гг.) действительно настолько многообразно и необычно, что неизменно захватывает внимание каждого посетителя. Около трехсот скульптур, многие из которых достигают высоты 2,5 м, буквально усеивают всю его поверхность. Это уникальное собрание королей, святых, ангелов и пророков является самой большой в мире коллекцией средневековых скульптур.
Высота западного фасада составляет 30 м, а ширина — 50 м, точно вдвое больше ширины нефа. В нем прорезаны ниши для пятисот скульптур, однако до наших дней уцелели далеко не все. Фигуры стоят в девять рядов. Вся композиция объединена единым замыслом и представляет собой историю грехопадения человечества и его спасения через искупительную смерть Иисуса Христа. Апофеозом композиции является скульптурная группа «Увенчание Пресвятой Богородицы небесной славой». В ткань евангельского повествования, ведущегося языком скульптуры, вплетены статуи исторических лиц: королей и королев Англии, епископов, рыцарей.
Первоначально скульптуры и ниши, служащие для них архитектурным фоном, были ярко раскрашены с использованием настоящего золота и серебра. В ходе реставрации 1974—1986 годов были найдены следы этой первоначальной раскраски. Какое, должно быть, потрясающее зрелище открывалось перед зрителем, когда лучи закатного солнца заливали своим светом западный фасад собора и он начинал переливаться всеми цветами радуги! Кремовая кладка стен, темно-красные ниши, золото и серебро, алые, фиолетовые и синие одежды святых — все это, вероятно, напоминало ожившую миниатюру средневековой рукописи. Ни в Англии, ни вообще в мире больше нет и не было ничего подобного.
Фасад Уэлского собора стал первым крупным памятником готической скульптуры в Англии. Мастера-резчики, трудившиеся над его созданием, несомненно были знакомы с французскими образцами Амьена и Реймса. Однако планировка фасада, где среди скульптурного изобилия буквально теряется крошечный портал, не имеет ничего общего с памятниками французской готики. Она восходит к романским фасадам Нормандии. Башни, фланкирующие фасад Уэлского собора, выстроены в стиле «перпендикулярной» готики и придают всему ансамблю логическую завершенность. Они выглядят практически близнецами, хотя построены в разное время. Южная башня была завершена в 1386 году. Северная закончена в 1424 году и имеет некоторые небольшие отличия в деталях.
Центральная, самая высокая, башня, поднимающаяся над средокрестием и достигающая высоты 49 м, построена в 1318 году (свой нынешний вид она приобрела уже после пожара в 1439 г.). По первоначальному проекту ее планировалось увенчать световым фонарем с высоким шпилем, однако обнаружилось, что существующих четырех массивных колонн недостаточно, чтобы нести вес башни. Катастрофа была предотвращена благодаря изобретательности мастеров: чтобы справиться с дополнительным весом центральной башни, они возвели смелую конструкцию арок средокрестия, которые соединены друг с другом вершинами (так называемые опрокинутые арки). Построенные в 1338 году, они сегодня связывают старую часть нефа с хором, выполненным в «украшенном» стиле.
Собор выстроен главным образом из местного известняка и имеет толстые стены, маленькие стрельчатые окна и массивные колонны. Его неф мощью и основательностью близок англо-норманнским постройкам, но эта основательность смягчена увеличением количества готических украшений. Колонны украшает тяжелая лиственная резьба на капителях. В этой каменной листве прячутся фигурки птиц и животных. Их дополняют изображения мифических чудовищ и очень забавные юмористические сценки: лиса, убегающая с украденным гусем, человек, страдающий от зубной боли... На других колоннах можно видеть вырезанные из камня сцены повседневной жизни Англии 1200-х годов.
В северном трансепте установлены часы, уникальные тем, что представляют собой докоперниковскую модель Вселенной с Землей в центре. Каждые четверть часа два механических рыцаря бьют в колокол, и его звук, как и сотни лет назад, наполняет собой собор. Часы были установлены в 1390 году епископом Ральфом Иргхэмом, страстным поклонником подобных механических чудес. До этого он был епископом в Солсбери, где по его распоряжению в 1386 году были установлены похожие часы в Солсберийском соборе, а когда его перевели в Уэлс, он привез с собой и своих часовых мастеров.
Восточный хор — самая старая часть Уэлского собора. Его декоративное убранство демонстрирует образцы ранней полуанглийской полунорманнской скульптуры. Над алтарем — «Золотое окно» (1340 г.), превосходный пример работы мастеров XIV века. Его витраж изображает родословную Христа: представленное в виде виноградной лозы генеалогическое древо демонстрирует линию происхождение Христа от царя Давида. В центре — Дева Мария, над ней — Христос на Кресте. В нишах под окном установлены фигуры Христа и святых Петра, Андрея, Дунстана, Патрика, Давида и Георгия.
С севера к хору примыкает октагональный в плане зал капитула (1290—1319 гг.) — одна из лучших построек средневековой Англии. Попасть в него можно, поднявшись по плавно изгибающейся лестнице с истертыми от времени каменными ступенями. В его ажурных окнах уцелели фрагменты подлинных средневековых витражей XIV столетия. Остальные, увы, были уничтожены пуританами.
Капелла Богоматери, расположенная в восточной части собора и в плане тоже октагональная, отличается редкостным по красоте декоративным убранством. Она настолько «выпадает» из общего ансамбля, что, вероятно, хорошо смотрелась бы в качестве отдельной постройки. Капелла стоит над тем самым таинственным древнеримским мавзолеем, который лег в основу всего Уэлского собора. Об основателе первой церкви в Уэлсе, короле Айне Уэссекском, сегодня напоминает камень-эпитафия, вмонтированный в пол возле кафедры проповедника. Прах самого короля покоится в далеком Риме.
Находящаяся в южной части трансепта круглая каменная купель — единственное, что осталось от старого англосаксонского собора, стоявшего на месте нынешнего. В свое время купель украшали резные фигуры святых, однако от прежнего художественного оформления сегодня почти не осталось следа. Постамент под купелью был построен около 1200 года, когда ее перенесли в новую церковь.
Другое напоминание о древней истории собора — могилы первых саксонских епископов. Отмечающие их надгробия более поздние, они сделаны уже в 1200-х годах, причем в нарочито грубом стиле, напоминающем саксонскую скульптуру, — чтобы подчеркнуть их старину. Археологи, исследовавшие эти захоронения в 1914-м и повторно в 1979 году, установили, что в семи могилах покоятся останки девяти человек плюс загадочный, не имеющий отношения ни к одному из костяков череп, отмеченный глубоким ударом меча на лобной кости. Кем был этот человек? И снова Уэлский собор опускает над этим завесу таинственности...
«Драгоценный камень в изумрудном пейзаже», собор в Уэлсе умеет хранить свои тайны. И сейчас уже вряд ли кто скажет в точности, какие события разыгрывались сотни лет назад вокруг этого удивительного собора, стены которого дышат благородством и седой древностью. А декорациями для этих событий служили скалистые гребни и поросшие деревьями склоны Мендайпских холмов, вересковые пустоши, луга, рощи и живые изгороди, уходящие далеко за горизонт...
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: