Собор Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке - это...
Собор Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке, расположенный на авеню Амстердам, являет собой образец средневековой архитектуры на фоне одного из самых современных городов мира. Впрочем, определение «средневековый» здесь нельзя понимать буквально: этот огромный храм сооружен уже в новейшее время, хотя и выдержан в духе романской и готической архитектуры средневековой Европы. Со Средневековьем его роднят и исключительно долгое строительство, не закончившееся до сих пор, и участие в работах мастеров-каменщиков, укладывающих камень вручную, словно в добрые старые времена. И, конечно, огромные размеры, заставляющие вспомнить грандиозные соборы Франции, Испании и Германии. Собор Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке — самая большая церковная постройка в США, а когда его строительство завершится, это будет второй по величине (если не самый большой) храм в мире.
Хотя идея сооружения собора была впервые высказана в 1828 году, она получила официальное признание лишь полвека спустя. В 1872 году с этой инициативой выступил преподобный Горацио Поттер, протестантский епископ Нью-Йорка. Его предложение получило единодушную поддержку. В 1873 году законодательное собрание штата Нью-Йорк дало разрешение на строительство, и четырнадцатью годами позже епископ Поттер и опекунский совет собора приобрели участок земли под постройку.
Еще за несколько лет до этого, на конкурсе, состоявшемся в 1888 году, победил проект, разработанный нью-йоркской архитектурной фирмой «Хейнс и Ла Фарж». Его авторы предложили соорудить огромный собор в стиле раннесредневековой византийско-романской архитектуры. Протяженностью 156 м, он должен был иметь в плане форму латинского креста и увенчиваться высокой конической башней, поднимающейся над средокрестием.
27 декабря 1892 года епископ Поттер заложил и освятил краеугольный камень будущей монументальной постройки. Ее возведение, однако, натолкнулось на непредвиденные осложнения. После двух лет работ строители, рывшие огромный котлован под фундамент, внезапно натолкнулись на твердую скальную породу. Это вызвало серьезную задержку — средства на преодоление этого неожиданного препятствия сметой строительства не предусматривались. Лишь финансовая помощь в размере 500 тыс. долларов, оказанная миллиардером Дж. П. Морганом, позволила преодолеть возникший кризис.
Между тем осложнения продолжались. В 1907 году, когда хор собора был уже почти закончен, умер один из авторов проекта — архитектор Г. Хейнс. Опекунский совет столкнулся с необходимостью переоценить стоимость первоначального проекта. В итоге контракт с фирмой «Хейнс и Ла Фарж» был расторгнут, и в 1911 году новым архитектором собора стал Ральф Адамс Крэм.
К тому времени Крэм уже был известен как автор проектов церкви Святого Фомы на Пятой авеню в Нью-Йорке и церковных построек в других американских городах. Он был горячим поклонником готической архитектуры, и первым его шагом на посту главного архитектора собора Святого Иоанна Богослова стало изменение проекта: отныне собор строился не в неороманском, а в неоготическом стиле.
Крэму, однако, пришлось считаться с тем, что часть здания — хор и средокрестие с четырьмя огромными арками — уже была возведена. Типичный готический собор, как правило, трехнефный. Но проект Хейнса и Ла Фаржа предусматривал пять нефов, и недостроенный собор имел бульшую ширину, чем требовалось. Крэму пришлось приспосабливать под эту ширину высоту колонн центрального нефа. При этом протяженность здания была увеличена с 156 до 180 м.
Осложнения, вызванные Первой мировой войной и «большой депрессией» 1930-х годов, задержали, но не остановили дальнейшее сооружение собора. В 1918 году были достроены и семь капелл Языков, венцом окружившие хор и алтарь. Каждая из семи капелл посвящена одной из основных этнических групп, составивших население США. Менее чем за десять лет было закончено строительство центрального нефа, затем наступила очередь западного фасада, баптистерия и северного рукава трансепта.
Незаконченный собор был все же освящен и открыт 30 ноября 1941 года. Спустя неделю японцы напали на Пёрл-Харбор, и окончание строительства снова было отложено в долгий ящик...
Строительные работы возобновились только в 1972 году. К тому времени сама профессия каменщика стала для Нью-Йорка редкой, так что дело пришлось начинать с обучения: специально отобранные рабочие-строители под руководством приглашенных из Англии специалистов изучали технику каменной кладки и искусство средневековых мастеров-каменщиков. Однако в начале 1990-х годов, когда США переживали экономический спад, работы по возведению собора снова были приостановлены. Лишь резчики Саймон Верити и Жан-Клод Марчионни продолжали трудиться над скульптурным убранством «Дверей Рая» центрального, западного, портала собора. Начавшись в 1988 году, эта работа была завершена летом 1997 года.
Даже недостроенный, собор Святого Иоанна Богослова производит весьма внушительное впечатление. Высота его центрального нефа — 37,2 м, нынешняя ширина — 96 м, площадь — 11 250 кв. м. Грандиозный западный фасад шириной 60 м украшают пять разновеликих порталов, оформленных в готическом стиле. Центральный портал украшают бронзовые двери, изготовленные в Париже фирмой Барбедьен, отливавшей знаменитую статую Свободы.
Большое окно-роза на центральном фасаде имеет диаметр 13,2 м и состоит из более чем 10 000 фрагментов цветного стекла. Восемь гранитных колонн, стоящих в хоре позади алтаря, имеют диаметр 2 м, высоту 15,5 м и весят 130 тонн каждая. Достопримечательностью собора является Библейский сад, где растут деревья и растения, упоминаемые в Библии.
В наши дни работы по строительству собора продолжаются. Сегодня он закончен только на две трети — башни, трансепт, венчающая часть средокрестия и перекрытия хора остаются незавершенными. Когда собор будет закончен? На этот вопрос еще в 1979 году вполне исчерпывающе ответил тогдашний мэр Нью-Йорка Эдвард Кох: «Говорят, что некоторые великие соборы Средневековья строились пять сотен лет. Я хочу напомнить, что мы строим свой собор еще только первое столетие».
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: