Собор Сент-Патрик в Дублине - это...
Собор Сент-Патрик — наиболее известный и самый большой храм в Ирландии. Официально он именуется национальной коллегиатской церковью и статуса собора, строго говоря, не имеет, так как в нем давно уже нет епископской кафедры, но неофициально он сохраняет за собой значение главного храма страны.
Выдающаяся роль собора Сент-Патрик в жизни Ирландии связана с его богатым прошлым. По преданию, на месте, где сегодня стоит собор, святой Патрик (ок. 370/380—461), просветитель и креститель Ирландии, окрестил первого жителя Зеленого острова. В память об этом событии здесь была построена деревянная церковь, от которой, впрочем, не сохранилось никаких следов. Единственным вещественным свидетельством тех далеких событий служит сегодня камень с высеченным на нем кельтским крестом, найденный близ собора в 1901 году.
Церковь Святого Патрика на этом месте просуществовала вплоть до англо-норманнского вторжения. Она являлась одной из четырех приходских церквей тогдашнего Дублина и называлась Сент-Патрик-ан-Инсула — «Святой Патрик на острове», так как стояла на острове, образованном двумя рукавами реки Поддл.
Английское вторжение во второй половине XII века открыло новый этап в истории Ирландии. Первый англо-норманнский архиепископ Дублина Джон Комин в 1191 году возвел церковь Святого Патрика в статус коллегиатской* и построил поблизости от нее архиепископский дворец. Тем самым Комин стремился создать новый, независимый центр духовной власти, противопоставив его старому ирландскому духовенству Дублина, группировавшемуся вокруг кафедрального собора Христа (Крайстчерч). Решение Комина в том же году было подтверждено буллой римского папы Целестина III.
Старая церковь Святого Патрика уже не соответствовала своему новому статусу, и архиепископ приступил к ее реконструкции. Обновленный храм был освящен в 1192 году, а в начале XIII века — точная дата неизвестна, но еще при жизни Комина — официально получил статус собора. Так было положено начало длительному параллельному существованию в Дублине двух кафедральных соборов: факт, не имеющий прецедентов. Историки полагают, что по замыслу Комина церковь Святого Патрика должна была принять на себя функции собора, однако духовенство Крайстчерча, опираясь на существующую традицию, резко воспротивилось этому. Начавшийся острый конфликт вскоре перешел в стадию хронического и завершился только в 1870 году, когда церковь Христа стала кафедральным собором для объединенных епархий Дублина, Глендалуга и Килдара, а Сент-Патрик получил статус национальной коллегиатской церкви, в капитул которой входят по одному представителю от каждой ирландской епархии.
При архиепископе Генри Лондоне, преемнике Джона Комина, началось строительство нового здания собора Святого Патрика. Средства для этого выделили английские короли Иоанн Безземельный (1199—1216) и Генрих III (1216—1272). Кроме того, в 1225 году во все концы Ирландии для сбора пожертвований были отправлены десятки монахов.
Строительство новой церкви заняло около тридцати лет. Она была сооружена в стиле ранней английской готики. Освящение собора состоялось в 1254 году, а в 1270 году архиепископ Фальк Саундфорд пристроил к его восточной части часовню Богоматери — она стала единственным значительным дополнением к зданию за всю его историю.
Вся дальнейшая история собора вплоть до XIX века — это история его разрушений и восстановлений. Первоначальная башня и часть западного нефа были уничтожены пожаром в 1362 году, но к 1370 году их воссоздали заново. В 1537 году, с началом Реформации, все изображения святых, стоявшие в нишах хора, были уничтожены по приказу Томаса Кромвеля, а все имущество собора и его землевладения были конфискованы в казну.
В 1544 году рухнула кровля центрального нефа. Король Эдуард VI (1547—1553) хотя и выделил средства на восстановление и новую роспись храма, понизил его статус до уровня приходской церкви. Звание собора было возвращено Сент-Патрику в 1555 году, однако содержать огромный храм в условиях непрекращающихся политических и религиозных нестроений становилось все труднее. Часовня Богоматери к началу XVII столетия уже находилась в руинах, и капитул собора с радостью ухватился за предложение использовать ее для богослужений французских гугенотов, на рубеже XVI—XVII веков бежавших в Ирландию, спасаясь от религиозных преследований. На их средства часовня была отреставрирована, и 29 апреля 1666 года, в воскресенье, здесь состоялась первая протестантская служба на французском языке. Потомки эмигрантов-гугенотов продолжали использовать часовню, получившую название «Французская церковь» — L'Eglise Francaise, — вплоть до 1816 года.
Между тем состояние собора продолжало ухудшаться. В 1668—1671 годах, после восстановления монархии в Англии, удалось кое-как отремонтировать кровлю, укрепить пришедшие в негодность конструкции и заменить часть окон. В 1680-х годах был реконструирован хор. Однако все эти чрезвычайные меры не могли задержать неуклонное разрушение храма, к тому же в 1687—1792 годах Сент-Патрик несколько раз серьезно пострадал от наводнений. В результате в 1792 году службы в нем были временно прекращены: южная стена и кровля нефа грозили вот-вот обвалиться, северный трансепт уже был в руинах, а южный находился на грани разрушения.
Первая реальная попытка возрождения к жизни главного храма Ирландии была предпринята настоятелем собора Пакенхэмом (1843—1864 гг.). Он восстановил часовню Богоматери и понизил уровень пола до первоначального, убрав многовековые наслоения. Но лишь в 1860-х годах начались настоящие реставрационные работы, позволившие вернуть к жизни этот блестящий памятник ирландского средневекового зодчества.
Свой современный вид храм приобрел в XIX веке. В плане собор Сент-Патрик имеет форму латинского креста. Его общая протяженность составляет 74 м при длине центрального нефа 40 м. Возвышающаяся над собором башня знаменита тем, что в 1560 году на ней были установлены первые в Дублине башенные часы.
Сегодня, любуясь переливами красок в интерьере, смягченных потоками рассеянного света, льющегося из витражных окон, трудно представить себе, что в XVII веке в соборе были устроены конюшни для протестантской армии Оливера Кромвеля. Крещальня-баптистерий, расположенная у входа в собор, — единственная часть постройки времен Джона Комина (XII в.), дошедшая до наших дней. Его стены декорированы темно-синим геометрическим узором, своды выбелены, а витражи трех стрельчатых окон переливаются красным и желтым цветами. Пол выложен средневековыми плитами, обнаруженными при реставрации собора в XIX веке.
Противоположностью подчеркнутой простоте баптистерия служит убранство часовни Богоматери: ее голубовато-серые своды с кремовыми нервюрами опираются на четыре стройные колонны из темно-серого камня. Пять стрельчатых окон с цветными витражами освещают белокаменный алтарь.
Витражи главного, западного, окна собора посвящены сценам из жизни святого Патрика. В интерьере сохранилось несколько средневековых каменных надгробий и памятников нового времени, включая надгробие Дугласа Хайда, первого президента Ирландии. Но главное внимание, конечно, привлекает скульптурный памятник Джонатану Свифту (1667—1745) — знаменитому писателю, автору «Путешествий Гулливера», погребенному в центральном нефе собора. Уроженец Дублина, в 1699 году Свифт стал священником в приходе Ларакор (графство Мит), а на следующий год был назначен одним из каноников собора Святого Патрика. В 1713 году он был избран деканом (настоятелем) собора и оставался на этой должности вплоть до своей смерти. В истории Сент-Патрика он известен своей чрезвычайной добросовестностью. Несмотря на бедственное положение, в котором находился собор, Свифт поддерживал надлежащий порядок в храме, ежедневно проводил богослужения и восстановил несколько пришедших в негодность памятников; на свои средства он основал в Дублине приют для старух.
Одна из достопримечательностей собора — отверстие, пробитое в двери зала капитула. Оно появилось в 1492 году и связано с историей конфликта между двумя графами — лордом Ормондом и лордом Килдаром. Потерпев поражение, лорд Ормонд избрал в качестве убежища зал капитула при соборе Сент-Патрик и, опасаясь за свою жизнь, отказывался выйти наружу. Когда стороны пришли к мировому соглашению, лорд Килдар пробил отверстие в двери, чтобы обменяться рукопожатием со своим недоверчивым противником.
Собор Сент-Патрик известен своими музыкальными традициями. Здесь установлен самый большой в Ирландии орган, а школа хора Святого Патрика была основана здесь еще в 1432 году. Сегодня это единственный храм в Ирландии, два ежедневных богослужения в котором сопровождаются пением хора.
Поделиться: