Собор Сент-Мэри в Сиднее - это...

Сидней, крупнейший город Австралии, был основан в 1788 году как колония для сосланных с Британских островов преступников. В их числе было немало ирландцев, в те годы неофициально считавшихся «людьми второго сорта», с которыми надо быть «построже». За относительно мелкие провинности людей отправляли на каторгу в далекую Австралию, которая в те годы была поистине краем света. Немало ирландцев было и среди солдат Сиднейского гарнизона. Выходцы из Ирландии и стали ядром католической общины Сиднея, руководить которой вскоре приехали священники Джон Терри и Филип Конноли. А в 1821 году отец Терри и тогдашний губернатор Сиднея Лачлэн Маккуайр заложили первый камень в основание часовни Сент-Мэри. Построенная близ бараков, где жили ссыльные, она представляла собой небольшую каменную постройку в неоготическом стиле.

Когда в 1835 году в Сидней прибыл первый епископ Новой Голландии (так тогда называлась Австралия) Джон Полдинг, скромная часовня для ссыльных неожиданно для себя получила статус кафедрального собора. К тому времени Сидней из скопления жалких лачуг стремительно превращался в процветающий портовый город. К середине XIX столетия старая неказистая часовня уже не могла соответствовать ни своему статусу собора, ни новому облику Сиднея, и в 1851 году английский архитектор Огастус Уолби Пьюджин, блестящий мастер неоготики, разработал проект перестройки и расширения здания. Реконструированный по его проекту собор просуществовал недолго: 29 июня 1865 года он сгорел.

В 1868 году архиепископ Джон Полдинг благословил краеугольный камень нового собора, задуманного как крупнейший храм Зеленого континента. Проект храма был разработан английским архитектором Уильямом Уилкинсоном Уорделлом (1823—1899), учеником Пьюджина. Как и Пьюджин, он был страстным поклонником готической архитектуры и членом интеллектуального и художественного кружка, сложившегося вокруг графа Шрусбери. Оставив Англию на пике весьма успешно складывавшейся карьеры и приехав в 1858 году в Австралию, Уорделл занял должность генерального инспектора общественных работ при правительстве штата Виктория. По его проектам было построено несколько крупных зданий в Мельбурне, включая собор Сент-Патрик. В Сиднее Уорделл построил здание колледжа Святого Иоанна при Сиднейском университете.

Приглашая Уорделла для разработки проекта собора, архиепископ Полдинг писал архитектору: «В этом вопросе я оставляю все вам и вашему собственному вдохновению. Я даже не буду говорить, что ваша концепция должна быть ограничена готическим стилем — любой план, любой стиль, все, что является красивым и великим, — все в вашей власти». Надо полагать, Уорделл не разочаровал архиепископа: сооруженный им собор действительно оказался «красив и велик».

Почти все постройки Уорделла отличаются гигантскими масштабами, и Сиднейский собор не стал исключением. Интересно, что по первоначальному замыслу архитектора здание должно было быть еще грандиозней, однако на реализацию такого проекта потребовались бы огромные силы и средства. Но и в своем нынешнем виде собор Сент-Мэри впечатляет: его длина — 107 м, ширина нефа — 24,3 м, высота нефа до потолка — 22,5 м, высота башни над средокрестием — 46,3 м, высота башен южного фасада — 74,6 м.

Разрабатывая свой проект, Уорделл взял за основу собор в Линкольне, творчески переработав его. По сравнению со средневековыми английскими церковными постройками в соборе Сиднея сделан акцент на протяженность здания, а не на ширину главного фасада, что роднит его с готическими соборами Франции. Другая особенность Сиднейского собора — его ориентация с юга на север вместо традиционного для христианских храмов положения запад-восток. Это объясняется тем, что Уорделлу пришлось вписывать свою гигантскую постройку в реальный масштаб участка, что поставило его перед дилеммой: либо построить собор меньших размеров, либо, сохранив масштабность здания, переориентировать алтарь на север. Не желая отказываться от своих замыслов, Уорделл выбрал второй, нетрадиционный вариант. Это привело к тому, что свет в собор попадает лишь через три окна в северной части здания, в результате чего в интерьере храма царит полумрак. Однако ранним утром собор буквально наполнен теплым солнечным светом, льющимся через янтарные стекла четырнадцати высоких стрельчатых окон восточной стороны. Этот эффект повторяется после полудня, когда солнце проникает через окна западной части собора.

Уорделл так и не увидел свое детище во всем его великолепии — он скончался в 1899 году, и здание по его проекту достраивала сиднейская архитектурная фирма «Хеннесси и Хеннесси». Северная секция собора еще в 1882 году была освящена и открыта для богослужений. В 1900 году завершилось строительство центральной башни над средокрестием, а в 1905 году состоялось освящение главного алтаря собора. Однако работы на этом не закончились — строительство центрального нефа продолжалось до 1928 года. Второго сентября тогдашний архиепископ Сиднея Майкл Келли торжественно освятил собор. Его сооружение в итоге заняло 60 лет, стоимость строительства составила 700 тыс. фунтов стерлингов. Высокие шпили, увенчивающие южные башни, предусмотренные проектом Уорделла, были сооружены уже в 1998—2000 годах, когда Сидней готовился принять Олимпийские игры.

Собор построен из местного камня — пирмонтского песчаника светло-коричневого цвета. Его неоготическое убранство воссоздает архитектуру великих средневековых соборов Европы. Над кровлей поднимаются тонкие башенки, пинакли и водостоки-гаргульи, окна и порталы обрамлены изящными стрельчатыми арками, плоскость главного — северного — фасада украшают статуи святых.

Внимание каждого входящего в собор привлекает обилие ярких витражей, изготовленных в 1881 году в Англии, в мастерских Бирмингема. Многоцветный витраж северного окна-розы посвящен библейскому сюжету «Увенчание Девы Марии небесной славой». В окнах нефа помещены витражи со сценами из Нового Завета; витражи первых четырех окон рассказывают об истории строительства Сиднейского собора с момента основания первой часовни. Окна-розы в западной и восточной частях трансепта посвящены библейским сюжетам Ветхого и Нового завета: в первом изображен Адам с ветхозаветными пророками и патриархами, во втором — Христос с Иоанном Крестителем, апостолами и евангелистами. Витраж южного окна-розы символизирует Церковь и изображает святого Петра и шестнадцать римских пап.

Главный алтарь храма и алтари в капеллах Святейшего Сердца, Святого Иосифа, Богоматери и Святого Петра созданы по рисункам Уорделла из новозеландского камня оамару. Алтарь в капелле Ирландских святых — более поздний, он изготовлен из итальянского мрамора. Итальянский (каррарский) мрамор послужил материалом и для копии знаменитой скульптурной композиции Микеланджело «Пьета», установленной в 1971 году в западном трансепте Сиднейского собора. Из итальянского мрамора, известного как «королевский сиенский», изготовлена и крещальная купель, хранящаяся в баптистерии, вход в который расположен в восточной части нефа. Гордость собора — мозаичные полы — их можно видеть в алтарной части, капеллах, баптистерии и подземном этаже-крипте, где находятся гробницы архиепископов Сиднея и священника Джона Терри, основателя Сиднейского собора. Яркий цветной пол в крипте — выдающийся образец мозаики «терраццо».

Сегодня собор Сент-Мэри — это не только великое наследие прошлого, но и органическая часть современной духовной и культурной жизни города и всей страны.


Поделиться:

Реклама