Собор Нотр-Дам в Монреале - это...
В 1642 году Поль Шомеди де Мезоннёв основал на берегу реки Святого Лаврентия французскую колонию Виль-Мари (нынешний Монреаль). Спустя несколько лет здесь обосновались священник Жан-Жак Олье и его собратья по священнической конгрегации Сен-Сюльпис. В 1663 году им был выделен участок земли под приходской дом, остававшийся во владении сюльпицианцев до 1840 года. Приход был официально открыт и посвящен Пресвятому имени Марии в 1678 году.
Строительство церкви Нотр-Дам на этом месте началось в 1672 году. Первое здание было построено по традиционному плану иезуитских миссионерских церквей, с трансептом и полукруглым хором. Между тем население Монреаля, первоначально не превышавшее тысячи человек, быстро росло, и в 1708 году здание пришлось увеличивать, а в 1722 году оно подверглось значительной реконструкции. По проекту королевского инженера Гаспара Лери западный фасад был существенно перестроен и расширен; с обеих сторон к нему предполагалось пристроить две башни. Однако закончить удалось только одну, северную, а южная башня так и осталась недостроенной.
К 1734 году эта церковь снова оказалась слишком маленькой для растущего населения города, и пришлось расширять ее опять — на сей раз за счет создания боковых проходов, связывающих трансепт с башнями на фасаде. В таком виде храм просуществовал до начала XIX столетия, пережив смену колониальных властей Канады: в 1760 году на смену французам пришли англичане.
В 1822 году решение епископа Квебека о начале строительства кафедрального собора Сен-Жак побудило сюльпицианцев к коренной реконструкции старой церкви Нотр-Дам. Для разработки проекта был приглашен ирландский архитектор Джеймс О'Доннелл (1774—1830), эмигрировавший в Нью-Йорк в 1812 году. К тому времени он уже построил церковь Христа в Нью-Йорке и заканчивал возведение пресвитерианской церкви в Рочестере. Работа над проектом церкви Нотр-Дам в Монреале произвела в нем глубокие внутренние перемены: незадолго до своей смерти (28 января 1830 г.) он отказался от протестантской веры и перешел в лоно католической церкви.
Проект О'Доннелла, представленный им на обсуждение полномочной комиссии, вызвал горячие споры: архитектор предложил создать ни больше ни меньше, как самый грандиозный храм Северной Америки, и вдобавок в стиле, противоречившем установившимся традициям. В то время в архитектуре еще безраздельно господствовал классицизм; О'Доннелл же в своем проекте возрождал традиции блестящей французской готики XII—XIII веков. Неудивительно, что его предложение вызвало резкие протесты консервативно настроенных членов комиссии. Возражая им, архитектор сказал:
«Господа, помните, что это — не временная постройка, но то, что принесет славу вам, вашей конгрегации и всей вашей стране. Я ручаюсь, что этой церковью будут восхищаться будущие поколения».
Большинством голосов проект О'Доннелла был одобрен.
Строительные работы начались в 1824 году. Потребовалось два года, чтобы возвести стены, фасад и заложить основания башен. Опоры перекрытий были завершены в 1827 году, своды и интерьер — в 1829 году. Старая церковь оставалась действующей, пока в 1830 году не была закончена новая базилика. Работы над западным фасадом продолжались под руководством архитектора Джона Остелла до 1841 года. Северная башня сохранялась до 1843 года, после чего ее сменила новая постройка. Среди колоколов выделяется «Большой Бурдон» весом 9980 кг.
Собор Нотр-Дам в Монреале, рассчитанный на 10 тыс. человек, стал первым крупным неоготическим сооружением и самой большой по тем временам церковью Северной Америки. Сегодня, окруженный современными высотными зданиями, он несколько теряется на их фоне, а между тем размеры его поистине грандиозны: высота башен — 66 м, протяженность — 77 м при ширине 41 м и высоте центрального нефа 24 м. Вся постройка в плане имеет форму прямоугольника, а две башни западного фасада связаны внутренним портиком. Собор, обильно украшенный готическими элементами, тем не менее сохраняет традиционный классический план, сформировавшийся в XVIII столетии. Можно сказать, что собор Нотр-Дам готический снаружи и классический внутри. Как бы то ни было, архитектура монреальского собора вдохновила многих последователей О'Доннелла на создание подобных сооружений в Монреале и его окрестностях. Так, церкви Сент-Терез и Сент-Энн-де-ла-Перад являются почти точными копиями (правда, уменьшенными) собора Нотр-Дам.
Первоначальный интерьер собора был полностью изменен в 1872—1879 годах по проекту архитектора Виктора Буржо и под художественным влиянием восстановленной в те годы знаменитой часовни Сент-Шапель в Париже. Предыдущее убранство из серого и голубого искусственного мрамора сменила полихромия — голубые, красные, пурпурные цвета, серебро и золото. Апсида была окрашена в темно-синий цвет, своды расписаны золотыми звездами. На фасадах появились три больших окна-«розы».
В 1872 году тогдашний настоятель собора Бенжамен-Виктор Руссело, приехав в Париж, заказал у скульптора Анри Буриша статуи и барельефы для главного алтаря и нового алтарного образа, созданного Виктором Буржо. По проекту Анри Буриша была сделана и кафедра проповедника (1883—1887 гг.). Ее изготовил монреальский резчик Луи-Филипп Эбер, слегка изменив первоначальный вариант и изобразив у основания кафедры две фигуры пророков вместо четырех.
В 1882 году у входа в собор по проекту архитектора Пьера-Луи Морана был сооружен небольшой баптистерий-крещальня. Все его декоративное убранство — витражи, росписи сводов, стен и дверных проемов — создано художником Озиасом Ледуком в 1926 году.
Огромные размеры и роскошное убранство нового собора вполне подходили для массовых богослужений, однако для менее торжественных церемоний требовалось более скромное сооружение. Поэтому в 1888 году рядом с собором была возведена деревянная часовня Святейшего Сердца Иисусова, построенная по проекту архитекторов Анри-Мориса Перро и Альбера Меснара в стиле английской готики и рассчитанная на 1000 человек. Ее официальное открытие состоялось в 1891 году.
7 декабря 1978 года часовня была практически уничтожена пожаром. Ее восстанавливали, используя старые фотографии и рисунки. Новое декоративное убранство часовни включает алтарный образ работы квебекского скульптора Чарльза Дауделина. 32 отлитые из бронзы скульптурные группы символизируют преодоление человеком трудностей земной жизни и его восхождение к небесной славе Святой Троицы.
В соборе хранится большая коллекция художественных и исторических ценностей. Самые интересные из них можно видеть в музее собора. В их числе серебряное изображение Мадонны — дар французского короля Людовика XV; фигура Девы Марии из слоновой кости, принадлежавшая семье Поля Шомеди де Мезоннёв, основателя Монреаля; картина «Св. Франциск, слушающий ангельскую музыку» работы выдающегося испанского художника Алонсо Кано (1601—1667), а также Распятие и люстра, подаренные королем Людовиком XVI.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: