Собор Антверпенской Богоматери - это...

Существует легенда, что в далекие времена на том месте, где теперь стоит Антверпен, возвышался замок злобного великана Друона Антигона, который обложил всю округу непосильной данью, а недоимщикам отрубал руку. Так продолжалось до тех пор, пока не явился доблестный воин Сальвий Брабо, который вызвал великана на бой, отрубил ему руку и бросил ее в реку Шельду. Отсюда, как рассказывают, и произошло название города «Hand verpen» — «Бросить руку».

Покровительницей города издавна считалась Дева Мария, и главная святыня города — древняя статуя Мадонны — долгие века хранилась в маленькой часовне на городской площади. В 1352 году на месте часовни антверпенцы начали строительство большого городского собора Антверпенской Богоматери — Нотр-Дам д'Анверс, которому суждено было стать самой большой готической церковью Бельгии.

Собор строился на протяжении двухсот пятидесяти лет — с 1352 по 1616 год. Первым строителем храма был мастер Жан Амель из Булони. Зодчий, отдавший постройке собора более сорока лет, умер, не увидев собор возведенным даже на четверть и завещав его строительство своему сыну Петру. Один за другим сменяли друг друга мастера — Жан Так, мастер Эврар, Герман ван Вагемакер, его сын Доминик. Собор постепенно рос, впитывая в себя черты новых эпох, но только в начале XVI столетия строительство наконец было закончено, и его величественный силуэт с причудливой башней в стиле «пламенеющей готики» воцарился над городом. Дивный звон сорока колоколов Антверпенского собора и его высота поражали современников. Знаменитый художник Альбрехт Дюрер, побывавший в Антверпене как раз в ту пору, когда строительство собора подходило к концу, записал в своем дневнике: «...Церковь Богоматери в Антверпене чрезвычайно велика, настолько, что там одновременно поют много служб, и они не сбивают друг друга. И там постоянно происходят роскошные празднования, и приглашают лучших музыкантов, каких только можно достать. В церкви много священных изображений и каменной резьбы, и особенно красива ее башня».

Высота северной башни Антверпенского собора — 123 м. Южная башня так и осталась недостроенной — она вдвое меньше северной, и ее увенчивает невысокий шпиль. Высота центрального нефа составляет 40 м, протяженность всего здания — 117 м.

«Вряд ли Антверпенский собор выдержал бы сравнение с мужественным изяществом собора Реймского, с царственным совершенством Нотр-Дам де Пари. Но есть в нем нечто свое, некое угрюмое достоинство, словно здание гордится своей угловатой, лишенной банальности красотою, своей неповторимостью, даже своей затерянностью в чаще домов, что мешает ему открыться людям во весь свой могучий рост», — пишет об Антверпенском соборе М.Ю. Герман (М.Ю. Герман. Антверпен. Гент. Брюгге. Города старой Фландрии. Л., 1974).

Собор Нотр-дам д'Анверс (по-фламандски — Онзе-ливе-Враукерк) представляет собой семинефную базилику, пересеченную трансептом. Над средокрестием возвышается причудливый купол. Собор выполнен в стиле зрелой, «пламенеющей готики» и обильно украшен каменным кружевом. Наибольшее впечатление производит грандиозная башня, которая едва ли не в буквальном смысле слова упирается в облака. Башню завершает восьмиугольная надстройка с легким невесомым крестом наверху. Где-то посредине башни сверкает золотой циферблат башенных часов.

Главный вход в собор отмечает могучий стройный портал. Его украшает сложный, в три яруса, рельеф «Страшный суд». Внутри собор наполнен светом и поражает своей огромностью и пустотой. Это впечатление сохраняется даже тогда, когда во время торжественных богослужений он заполняется до отказа — никакая масса людей, кажется, не в состоянии заполнить его.

Интерьер Антверпенского собора строг и торжествен. Росписи купола выполнены в 1647 году мастером Корнелиусом Схютом. Архиепископская кафедра в пышном барочном стиле изготовлена скульптором Ван дер Воортом в 1713 году. Ее украшает обильная резьба: деревья, птицы, многочисленные фигуры, орнамент.

В Антверпенском соборе находятся, как считается, лучшие работы Рубенса: монументальные полотна «Воздвижение», «Посещение Марией Елизаветы», «Принесение во храм». Они написаны специально для Антверпенского собора. Особенным драматизмом и экспрессией выделяется полотно «Снятие с креста», написанное Рубенсом в 1612 году после его возвращения из Италии.

Собор окружают многочисленные капеллы, в которых погребены антверпенские горожане, епископы, государственные деятели. Здесь находится мраморный саркофаг епископа Амброзио Капелло, бронзовое надгробие Изабеллы Бурбонской — жены бургундского герцога Карла Смелого.

Собор Нотр-Дам д'Анверс — символ Антверпена. Его силуэт виден издалека с любой точки города и давно уже стал неотъемлемой частью городского пейзажа.


Определения, значения слова в других словарях:

Величайшие храмы мира
«Если у вас есть время на посещение лишь одного собора в Бельгии, то этим собором должен стать Нотр-Дам де Турне», — говорят бельгийцы. Собор в Турне действительно является самой роскошной церковной постройкой Бельгии. Это внушительное сооружение — яркий пример синтеза двух...
Величайшие храмы мира
Город Мехелен (фр. Малин) расположен на полпути между Брюсселем и Антверпеном. Главная его веха — огромная, видная издалека башня собора Святого Румбольда (по-голландски — Синт-Ромбаутскатедраал). Собор в Мехелене — одна из самых больших церквей Бельгии. Известный французский...

Поделиться:

Реклама