Смысл И Значение - это...

СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ - понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи "знак - означаемое" в процессах понимания и в системе языка Содержание этих понятий в логике (логической семантике), лингвистике и семиотике различно В логической семантике, в идущей от Фреге традиции, 3 языкового выражения (предметным 3) называют его денотат, т е тот предмет (или класс предметов), который обозначается этим выражением С же называют то мысленное содержание, которое выражается и усваивается при понимании языкового выражения В классической формальной логике понятиям 3 и С соответствуют понятия "объема" и "содержания" В лингвистике распространена другая различительная схема (тназ "треугольник Огдена-Ри-чардса"), где понятие 3 конкретизируется как лексическое 3 слова (языковое употребление), а С - как субъективный образ, возникающий при понимании текста (речевое употребление) В различных философских подходах понятия С и 3 также интерпретируются по-разному, а иногда и отождествляются Так, в феноменологии акцент делается на интенцио-нальной природе сознания, что обращает к феноменальности С На феноменальном уровне С и 3 естественно неразличимы и отождествляются с активностью самого сознания и формой его существования В лингвистической философии (в традиции Витгенштейна) распространена трактовка 3 как "способа употребления" знаков в коммуникативных контекстах "языковых игр" В герменевтике С и 3 рассматриваются в неразрывной связи с определенными историческими способами "истолкования" и "интерпретации" Особый подход к проблеме С и 3 разрабатывался ОИ Генисаретским и Щедро-вицким в рамках системо-мыследеятельностной (СМД) методологии Предложенные ими понятийные схемы С и 3 ориентированы, с одной стороны, на соссюровское различение речи и языка (синтагматики и парадигматики), а с другой стороны, на системодеятельностные представления и принципы Идея деятельности рассматривалась Щедровицким как главный объяснительный принцип в отношении языковых и семиотических явлений, процессов коммуникации и понимания В этом контексте, проблема С и 3 выступала как проблема объяснения знака как целостного образования в деятельности, и одновременно как популятивного объекта, имеющего множественные формы существования в процессах коммуникации и трансляции В принятых в СМД-методоло-гии системных различениях, С - это структурное представление процессов понимания С есть структурный коррелят самого понимания, задающий, однако, согласно принципам системодеятельностного подхода, особую форму существования знаков, отличную от их существования в феноменальной процессуальности понимания На уровне актов коммуникации эта форма существования реализуется неявно, через знание о С, те через знание коммуницирующих людей о том, что С - это общая соотнесенность и связь всех относящихся к понимаемой ситуации явлений Это знание организует понимание таким образом, что человек может фиксировать функциональные характеристики элементов ситуации относительно друг друга и относительно ситуации в целом, и может устойчиво воспроизводить эти характеристики во вторичных текстах Именно это обычно имеют в виду, когда говорят о том, что "понят смысл текста" или "ситуация осмысленна", те речь идет о переводе структуры С в набор функциональных характеристик текста и относящихся к ситуации предметов Эта особенность С осуществляться через знание о нем, открывает широкое поле для различных герменевтических стратегий, использующих разные наборы рамочных "знаний о С" для организации понимания в определенных культурно - исторических формах Использование схем С в коммуникации значительно изменяет организацию интеллектуальных процессов, что является основой для разработки различных коммуникативных и интеллектуальных технологий Если С задает форму существования знаков и языковых выражений в актуальной коммуникации, то 3 задает их форму существования в процессах трансляции, в системе культуры или, в терминах Соссюра, в системе языка 3 - это искусственные знаковые конструкции, выступающие как дополнительные культурные средства организации понимания 3 закрепляют нормативное содержание знаков и языковых выражений, фиксируемое в парадигматике Возникая в системе трансляции культуры и языка, 3 получают одновременно и вторичную форму существования в "знаниях 3", фиксирующих различные способы их употребления, и в таком качестве присутствуют в актуальной коммуникации В целом, между С и 3 устанавливаются сложные отношения взаимного рефлексивного поглощения и имитации - 3 имитируют фрагменты и связки структур С, при этом сами конструкции 3 подлежат пониманию, порождая тем самым "вторичные" и "оискусствленные" С С другой стороны, по отношению к 3, С выступают как их "оестествление" и реализация в ситуациях коммуникации С, в отличие от 3 всегда ситуативны, связаны с феноменальным процессом понимания, поэтому помимо нормативного содержания 3, они определяются множеством иных факторов: ситуацией, с которой связано понимание, самоопределением человека, его установками, ценностями и целями, знаниями, структурами деятельности и многим другим В рамках современной философии постмодерна проблема С и 3 артикулируется в радикально ином ключе, что связано с базовой для постмодерна презумпцией "метафизики отсутствия" по отношению к тексту, подлежащему реконструкции "трансцендентного означаемого" (см: НАРРАТИВ, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА)


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи "знак - означаемое" в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в логике (логической семантике), лингвистике и семиотике различно. В логической семантике, в традиции, идущей от Фреге, 3....

Поделиться:

Реклама