Смех - это...

СМЕХ - культурно-психологический феномен как специфическая оценочная реакция человека на действительность Феномен С амбивалентен: это, с одной стороны, С формальный (примитивный, прасмех) - С как радость и энтузиазм здорового, растущего и наслаждающегося организма, С тела и, с другой стороны, С как способ выражения отношения к действительности, С души, С ума В первом случае С - дар природы В нем нет оценки, нет отношения Это дочеловече-ский С как выражение радости бытия, субъективное физиологическое ликование, веселость - "вершина совершенного здоровья" (Шопенгауэр) Во втором случае С оценочен, рефлексивен, сугубо человечен, а также парадоксален Парадокс состоит в том, что С чаще всего - неадекватная эмоциональная реакция на действия или события: мы смеемся над тем, что само по себе смешным не является Существо С связано с раздвоением, расколом действительности надвое, созданием ее смеховой тени С открывает в одном другое: в высоком - низкое, в торжественном - будничное, в обнадеживающем - разочаровывающее и тп Здесь С - не просто приятное, радостное чувство, а парадоксальная комическая рефлексия Объектом смеховой рефлексии является, как правило, нечто негативное, достойное осуждения и отрицания, некое зло (реальная ли угроза, разного ли рода нелепости, несоответствия, деформации привычного, нормы, игровые ли представления перечисленного в театральном, цирковом и другом подобного рода действии) Такая традиция понимания С в философии заложена еще Аристотелем Смеховая реакция на зло демонстрирует, что зло преодолимо и неопасно С уничтожает зло, страх, насилие, пиетет Но вынесенная человеком оценка в форме смеха не принуждает мир измениться С сам по себе ничего не разрушает, но противостоит всем в принципе мыслимым видам разрушения, созидая свободный от условностей мир смыслов Среди других функций С - защитная (в психотерапевтическом смысле), снимающая психологическую травму, напряжение, успокаивающая, облегчающая жизнь; ме-диаторная: С - инструмент общения, ломающий границы между людьми, помогающий сблизиться Диапазон С очень широк: от мягкого юмора и доброй улыбки до едкого сарказма и злой иронии С неуправляем, свободен У Бахтина смеховой мир противостоит тоталитарной серьезности С - глоток свободы в тоталитарном обществе К теме С обращались многие философы: Бергсон, Фрейд, Лоренц, Хейзинга, ГК Честертон и др


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Смех — эмоциональное состояние человека, связанное с переживанием комизма ситуации и сопровождающееся рядом физиологических изменений. Индивидуальный С. имеет внешнее выражение, психофизиологическую природу и социальную функцию. Внешнее выражение С., в свою очередь, также...
Библейская энциклопедия
Смех (Быт. XVIII, 13, Быт. XXI, 6) — слово означающее радость, насмешку, уверенность, удивление и т. п. Когда означенное слово употребляется о Боге, как напр. в книге Притч. (I, 26), то оно означает, что Бог презирает, или не обращает никакого внимания на известный предмет, или...
Философский словарь
- культурно-психологический феномен, в котором выражается способностьчеловека к комической оценке действительности. В силу своей специфики среди других оценок С. всегда привлекал к себе внимание философии. Так, он рассматривался как особая способность человека, отличающая его,...
Библейская энциклопедия Брокгауза
Смех может выражать радость (Быт 21:6; Пс 125:2; Еккл 3:4; Лк 6:21), насмешку (Быт 18:13; Еккл 2:2; Иак 4:9), уверенность в ч-л (Иов 5:22) Бог смеется над людьми, к-рые в бессильной злобе восстают против Него (Пс 2:4; 36:13; 58:9; Притч 1:26)

Поделиться:

Реклама