Смд-методология - это...
СМД-МЕТОДОЛОГИЯ (системо-мыследеятельностная методология) - подход, разрабатываемый движением, возникшим на базе Московского методологического кружка (ММК) История движения начинается с 1952-1954, когда образовался Московский логический кружок (АА Зиновьев, Щед-ровицкий, БА Грушин, Мамардашвили и др) Это был период разработки содержательно-генетической логики, ассимиляции культурно-исторической концепции Выготского, запрещенной в те годы в СССР кибернетики и разворачивающихся системных исследований Осознание своего подхода как отличного от логики, марксистской философии и науки произошло в кружке после публикации серии про-граммых докладов "О возможных путях исследования мышления как деятельности" (Щедровицкий, НГ Алексеев) и открытой критике их со стороны Зиновьева Логический кружок становится методологическим (ММК) На этом этапе (теоретико-деятельностный этап 1957-1979) участники движении заняты разработкой теории деятельности и теории мышления (ВА Лефевр, ОИ Генисаретский, ВА Розин и др), исследованиями в теории систем (ЭГ Юдин, ВН Садовский и др), системным проектированием и дизайн-программами (ВЯ Дубровский, Щедровицкий и др) С 1979 начинается новый этап (СМД-этап) разработки методологии, когда кружок разворачивается в движение, возникают лаборатории, исследовательские и проектные группы не только в Москве, но и в других городах (Киев, Одесса, Рига и тд) Основной формой деятельности методологов становится ор-ганизационно-деятельностная игра (ОДИ), которая строится по схеме мыследеятельности Лидером СМД - движения и главным идеологом и теоретиком после распада Московского логического кружка являлся Щедровицкий У основных представителей СМД-методологии на разных этапах ее развития существовали различные трактовки подхода и формулировки методологии С середины 80-х в рамках движения выделились и институционализировались несколько самостоятельных направлений, стремительно удаляющихся от исходных представлений ММК Поэтому остановимся на том представлении, которое формулировал Щедровицкий в 1981, те в период, когда наметился переход от узкого кружка (школы) к широкому движению После "Рассуждения о методе" Декарта и "Нового Органона" Ф Бэкона методология стала обязательным компонентом сначала научной, а постепенно и всех остальных форм человеческой деятельности В подходе ММК конкретная деятельность объемлется (включается и снимается) методологией, а не наоборот Такая перефокусировка позволила распространить терминметодология на весь комплекс онтологических и традиционно методологических представлений школы и подходы, которые в аналогичных случаях называются философскими школами или направлениями (например: феноменология, философская антропология, структурализм и тд) Концепция СМД-методологии фундирована следующими тезисами: 1 Основная функция методологии (не только СМД) состоит в обеспечении универсума человеческой деятельности прежде всего нормами, проектами и предписаниями Поэтому основные продукты методологической работы - конструкции, проекты, нормы, методические предписания не могут проверяться и никогда не проверяются на истинность Они проверяются только на реализуемость Результаты методологической работы - это не знания, а проекты, схемы и предписания 2 Методология это не методика, поэтому она до предела насыщена знаниями, рефлексивно включаемыми в схемы и предписания Методологическая работа и методологическое мышление соединяют проектирование, критику и нормирование с исследованием и познанием При этом, исследование подчинено нормированию и проектированию, хотя и может быть организовано как автономная система, в специальных случаях 3 Два первых тезиса противопоставляют науку и методологию Однако, методология не только не отвергает научного подхода, но, наоборот, продолжает и расширяет его, распространяя на такие области, где раньше он был невозможен Это проявляется в создании композиций из знаний разного типа: естественно-научных, конструктивно-технических, исторических, гуманитарно-практических Традиционная же наука (в узком и точном значении этого слова) ориентирована на отделение подлинно объективного, натурального знания от всех других типов, особенно субъективно-смысловых и предписывающих - что должно, а что не должно делать 4 Методология стремится соединить и соединяет знания о деятельности и мышлении со знаниями об объектах этой деятельности и мышления Поэтому объект, с которым имеет дело методология, напоминает матрешку Это особого рода связка двух объектов, где внутрь исходного для методологии объекта - деятельности и мышления - вставлен другойобъект - объект деятельности или интенциональ-ный продукт мышления Такая гетерархия объекта (поскольку в конкретной методологической практике схема двойной включенности объекта в объект может мультиплицироваться) представляет большую трудность в освоении методологического подхода с позиций традиционной науки и философии 5 Одним из важнейших для методологии является принцип множественности представлений и знаний, относимых к одному объекту Поэтому для методологии характерен учет различия и множественности разных позиций деятеля в отношении к объекту Разница знаний, присущих разным позициям, и сам факт их множественности рассматривается как объективный момент мыследеятельной ситуации Методология учитывает гетерогенность разных знаний (профессиональное, онтологическое или историческое их происхождение) в работе по "схеме многих знаний" Частным случаем этой схемы может выступать принцип дополнительности Н Бора в отношении корпускулярной и волновой природы одного и того же объекта 6 Связывание и объединение разных знаний в методологии происходит прежде всего не по схемам объекта деятельности, а по схемам самой деятельности Помимо того, что методолог задается вопросом, как устроен объект в том или ином профессиональном представлении, он выясняет, в чем состояла "деятельная заинтересованность" профессионала (позиции или подхода), заставившая представлять объект именно так, а не иначе Поэтому представление о сложной популятивной и кооперированной деятельности выступает в качестве средства связывания разных представлений об объекте этой деятельности Отсюда в методологической работе всегда используется не одно онтологическое представление, а по меньшей мере два: организа-ционно-деятельностная онтология - изображающая структуру профессионально-кооперированной деятельности, собственно объектная онтология - природный, социальный или виртуальный объект деятельности межпрофессиональной кооперации В СМД-методологии существуют свои центры образования и подготовки, свои журналы (наиболее авторитетный - "Вопросы методологии") и альманахи; все семинары, конференции и конгрессы приобретают ОДИ-об-разный (игровой) характер Архаичность и маргинальность социальной формы существования СМД-методологии в сочетании с самыми современными методами системных исследований, рафинированными стилем мышления и языком делают этот подход и все движение уникальным явлением в постсоветской культуре
Поделиться: