Служение, Служба, Служить - это...

I ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
В ВЗ и НЗ встречается целый ряд слов, близких по значению, но раскрывающих различные аспекты С:
1) в ВЗ наиб часто встречаются евр глаголы шерет и авад Оба слова могут употребляться как в разговорной речи, так и в религ терминологии Шерет - это "почетная служба", на к-рую призывают или к-рую выбирают добровольно Так, Потифар поставил надзирателем в своем доме Иосифа, к-рый ему лично прислуживал (Быт 39:4)Иисус Навин был служителем у Моисея (Исх 24:13; 33:11; Чис 11:28) Слово шерет употребляется в тех случаях, когда говорится о С священников (Исх 28:35,43; 3Цар 8:11; Иез 44:17)Левиты служат первосвященнику Аарону (Чис 3:6), священникам (Чис 18:2), при скинии и всему обществу (Чис 16:9)Елисей устроил для своей семьи праздничную трапезу и затем последовал за пр Илиею, чтобы служить ему (3Цар 19:21) Такое С считалось почетной привилегией Слово авад означает "работать", "выполнять определенную работу", "нести рабскую службу" Оно употребляется как в отношении деяний Бога (Ис 28:21), так и к человеч труду (Исх 20:9 и парал)Иаков служил Лавану за Рахиль два раза по семь лет (Быт 29:18 и след) Из любви к своему хозяину раб мог отказаться от свободы и служить ему всю жизнь (Исх 21:5 и след) Израил народ служил различным правителям во времена судей (Суд 9:28), языч божествам (4Цар 10:18), иноземным царям (Иер 25:11) Слово авад почти всегда означает службу по принуждению, делающую человека несвободным: исполняя ее, человек не вправе распоряжаться собой Такой служитель в большинстве случаев - раб Слово эвед - "раб", "служитель" - в Ис 53 означает страждущего Раба Божьего Иногда, когда речь идет о поклонении языч богам, употребляется слово цамад (в Синод пер - "прилепляться к" - Чис 25:3,5; Пс 105:28) Словосочетания "предстать перед к-л" и "быть при к-л" также могут означать С (Быт 41:46; Втор 1:38 и тд);
2) в НЗ встречаются шесть понятий и родств им выражений, наполненных единым богословским содержанием, к-рые характеризуют жизнь христианина как "служение Богу":
а) глагол дулеуейн встречается в тексте 25 раз, а схожий с ним по значению глагол дулун - восемь раз Эти слова обозначают подневольный труд раба, подчиняющегося воле господина (Мф 6:24; Лк 15:29; Деян 20:19; Кол 3:24);
б) слово диаконейн первонач означало "прислуживать за столом", "обеспечивать всем необходимым" (Лк 10:40; 12:37; Ин 12:2; Деян 6:2) Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в НЗ слово диаконейн употребляется по отношению к спасит миссии Иисуса Христа (Мк 10:45 и парал), к С апостолов (2Кор 3:3; ср 6:3), обретая тем самым свое главное значение: "христианское служение" (1Пет 4:10)Иисус Христос наполнил С новым смыслом Глагол диаконейн (см Мф 4:11) встречается в НЗ 37 раз, понятие "служение" - 34 раза (Лк 10:40; Деян 1:25; 6:4; 2Кор 4:1 и др), слово "слуга" - 29 раз (Мф 20:26; 23:11; Ин 12:26; Флп 1:1 - в Синод пер - "рабы", и тд);
в) глагол латреуейн (см Деян 24:14), как правило, употребляется в текстах, где говорится об отправлении культа Но в НЗ значение этого глагола шире: оно позволяет охарактеризовать жизнь христиан как непрерывное С Богу (в таком смысле этот глагол употреблен в Септуагинте: Втор 10:12) При этом подчеркивается, что Бог владеет не только той частью жизни человека, которая посвящена богослужению, но Ему принадлежит вся жизнь человека (Рим 12:1 и след) Глагол латреуейн встречается в НЗ 21 раз, сущ латрейа (ср Ин 16:2) - 5 раз;
г) близок по значению к слову латреуейн глагол лейтургейн, означающий в НЗ священнич С Этот глагол встречается только в Деян 13:2; Рим 15:27 и Евр 10:11 Производное сущ, переведенное как "служба" (см Лк 1:23), встречается в НЗ шесть раз, слово "служитель", лейтургос, - пять раз Оно означает призвание на С и облечение соотв полномочиями В Рим 15:27 оно употребляется в обыденном значении - "повседневная работа";
д) слово гиерургейн, "совершать священнодействие", встречается только в Рим 15:16Павел понимает свое С благовестия как священнич Этот фрагмент позволяет увидеть, насколько близки по значению слова, обозначающие С (Рим 15:16,25, 27 - гиерургейн, диаконейн и лейтургейн);
е) слово гюперетейн встречается только в Деян 13:36; 20:34; 24:23, в то время как производное от него сущ гюперетес, "слуга" (см Мф 5:25), употреблено 20 раз В древнегреч языке словом гюперетес первонач называли галерного раба, прикованного цепями к ножным упорам судна Возм, гюперетес в НЗ служит специальным обозначением людей, знавших предание об Иисусе Христе и проповедовавших его новообращенным Именно в этой связи упоминаются гюперетай ту логу, "служители слова", в прологе Ев от Луки Как гюперетес Павла и Варнавы упоминается Марк(Деян 12:25; 13:5), к-рый первым в полном объеме записал рассказы о Христе (см Евангелие, благовествование) С учетом того, что Марк повествовал о жизни Иисуса, становится понятно, почему его уход от апостолов столь сильно отразился на их С
II РАБСКИЙ, ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ТРУД, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
Слова "служить", "раб", "слуга" и др отражают отношения раба и господина (Исх 21:2; Мф 20:26 и след; Лк 17:8), покоренных народов и иноземных завоевателей (Суд 3:8), порабощенных и поработителей (Быт 15:13; Исх 1:11) При этом раб мог пользоваться особым доверием своих хозяев (Быт 39:14); словом "служащие" названы придворные и вельможи, даже цар родственники (2Пар 22:8; Есф 1:10) (см Раб, рабыня, раба) В НЗ рабское С символизирует рабскую зависимость от греха (Ин 8:34 и тд) В освобождении от этого С греху заключен смысл НЗ, спасения, достигаемого через Иисуса Христа (Иез 36:26 и след; Ин 8:36; Рим 6:6,19; 8:21) В НЗ упоминается служитель в синагоге, подающий и принимающий от чтеца свитки с текстом Писания (Лк 4:20) Служителями первосвященников (Ин 18:3; Деян 5:22) были левиты
III БОЖЬЕ СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ
Это С лежит в основе всех Божьих деяний Иисус "пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф 20:28) Бог послал Своего Сына на С людям и отправляет Своих посланников и ангелов на С тем, кто живет на земле и "имеет наследовать спасение" (Евр 1:14)
IV СЛУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА БОГУ
В ВЗ для служения Богу (см Богослужение) были избраны левиты(Втор 18:5) Прообразом искупит жертвы Христа явились жертвопри-ношения животных (Нав 22:27)Человек должен был выбрать между С Богу и идолопоклонством (Нав 24:14 и след,18,31) Израильтянам запрещалось поклоняться божествам, почитаемым другими народами (Исх 20:5; 23:24,33) Тот, кто не устремлял все свои помыслы к единому Богу, с неизбежностью становился служителем ничтожных, бренных идолов Даже выход за пределы земли обетованной, из области Божьего владычества, в царство идолов рассматривается как С "чужим богам" (1Цар 26:19) В НЗ С Богу противопоставляется идолопоклонству Человеку необходимо освободиться от "мертвых дел", от "служения маммоне", те от обожествления материальных, земных ценностей и человеч духа; следует служить только "Богу живому и истинному" (1Фес 1:9; Евр 9:14) Лишь обратившись к живому Богу, постоянно взирая на Иисуса Христа, можно найти спасение от власти идолов (Флп 4:13) И, напротив, отрицая власть живого Бога (Пс 2:3; Лк 19:14), человек лишается своей личностной сути, утрачивает верную ориентацию в жизни, подчиняется кумирам "Никто не может служить двум господам" (Мф 6:24), "да постыдятся все, служащие истуканам" (Пс 96:7) С Богу - одна из форм общения с живым Богом Служить Ему - значит не хлопотливо прислуживать (Лк 10:40), но внимать Ему и переживать Его присутствие Служить Богу - значит сослужить ангелам (Дан 7:10; Евр 1:14)Богослужение в общине заключается в наставлении, в молитве и прославлении Бога По словам Павла, "разумное служение" совершается тогда, когда мы не только обращаем к Богу наши слова и мысли, но и "предоставляем наши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу" (Рим 12:1; см выше, I,2в, значение греч глагола латреуейн) Павел и Петр считали себя рабами и служителями Иисуса Христа (Рим 1:1; 1Кор 3:5; 4:1; Еф 3:7; Флп 1:1; Тит 1:1; 2Пет 1:1) "Служителями (рабами) Бога" названы пророки (Иез 38:17), священники (Иоил 1:9), царьДавид(Ис 37:35), а иногда - даже язычники (Иер 43:10)
V СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ
С ближнему, как и любое С вообще, - это прежде всего С Господу, богослужение(Еф 6:6 и след; Кол 3:22 и след) В С ближнему человек предстоит перед лицом Бога без оглядки на окружающих, не "стараясь угождать людям" (Гал 1:10):
1) в ВЗ словами "служитель", "раб", называют и того, кто находится в услужении (Исх 24:13), и того, кто проявляет по отношению к к-л учтивость и покорность (Быт 42:11; 44:16) Кр того, этими же словами названы слуги (см п II);
2) в НЗ образец истинного С являет Собой Иисус Христос: "Я посреди вас, как служащий" (Лк 22:27) "Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк 10:45) С было облагорожено всей жизнью Христа, возвышено в глазах Бога; человеку дано совершить лишь отдельные поступки, из к-рых состояла вся жизнь Иисуса Христос дал нам "пример", чтобы мы подражали Ему (Ин 13:15-17) Он обещает награду за любое С ближнему, как если бы мы служили Ему Самому (Мф 25:40,45) То, желание сделать добро Иисусу можно воплотить в помощь ближнему В Царстве Божьем велик тот, кто служит: "кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом" (Мф 20:26 и след), "начальствующий, как служащий" (Лк 22:26) Мерилом духовной зрелости служит самоотверженное С ближнему, а не блестящая проповедь, одаренность или образованность Цену этому С знает лишь Бог, ни у кого, кроме Него, оно не находит признания (Рим 8:36; 2Кор 6:3-10) Люди должны служить друг другу любовью (Гал 5:13) и полученными дарами (1Пет 4:10)



















Определения, значения слова в других словарях:

Словарь церковных терминов
праздника, иконы Богородицы или святого - совокупность изменяемых молитвословий, посвященных прославлению праздника, иконы Богородицы или к.л. святого. Включает стихиры, тропарь, канон, седальны, кондак, светилен, для некоторых праздников и дней святых паримии. Службы...

Поделиться:

Реклама